Аркадий швецов. Швецов аркадий дмитриевич Аркадий швец

Швецов Аркадий Дмитриевич - главный конструктор Объединённого конструкторского бюро №19 при Молотовском моторостроительном заводе имени Я.М. Свердлова Народного комиссариата авиационной промышленности СССР.

Родился 12 (24) января 1892 года в поселке Нижне-Сергинского завода Красноуфимского уезда Пермской губернии, ныне город Нижние Серги Свердловской области. Сын народного учителя. Русский. Беспартийный.

Окончил Алексеевское реальное училище в Перми в 1908 году. После окончания училища в 1910 году приехал в Москву для получения технического образования. Из-за недостатка средств несколько раз приходилось прерывать обучение. С 1917 года работал техником-конструктором на московском заводе «Динамо».

Окончил Московское высшее техническое училище только в 1921 году. Работал на государственном авиационном заводе № 4 "Мотор" (затем авиационный завод имени М.В. Фрунзе) в Москве инженером, с 1922 года был там начальником технического бюро, в 1924 году стал главным инженером завода. В 1925–1926 годах создает пятицилиндровый звездообразный авиационный мотор М-11, который по результатам испытаний побеждает в конкурсе и становится первым отечественным серийным авиационным двигателем воздушного охлаждения. Он устанавливался на самолёты По-2 (У-2), АИР-6, УТ-2, Як-18. В 1931 и в 1933 годах выезжал в командировки в США для изучения зарубежного опыта.

В 1934 году Аркадий Швецов назначается главным конструктором строящегося Пермского моторостроительного завода и ОКБ-19 при нём, которым остался до конца жизни. Численность его конструкторского бюро составляла 16 человек. Сначала он приступил к разработке отечественных модификаций лицензионного американского поршневого двигателя фирмы «Райт». Первая из них - пятицилиндровый М-25А мощностью 625 л.с. - была выпущена в 1936 году (устанавливался на истребителях И-15 и И-16). В 1937-м появился мотор М-25Б, мощность которого на 10,5% превосходила мощность американского двигателя, а в следующей модели - М-62 - этот показатель был выше уже на 43% (под новым наименованием АШ-62 устанавливался на Ан-2). Также в 30-е годы Швецовым созданы двигатели М-22 и М-63. Авиадвигатели Швецова применялись на истребителях И-15, И-16.

В декабре 1939 года конструкторское бюро Пермского моторостроительного завода было реорганизовано в самостоятельный опытно-конструкторский цех, в составе конструкторское бюро, механического и сборочного цеха, опытно-летной испытательной станции. Такое объединение позволило значительно сократить процесс разработки и доводки двигателей.

В период с 1934 по 1953 год под руководством А.Д. Швецова было создано семейство поршневых двигателей воздушного охлаждения АШ ("Аркадий Швецов"), охватывающее всю эпоху развития этого типа двигателей. Четырнадцатицилиндровый АШ-82 устанавливался на истребителях Ла-5 и Ла-7, бомбардировщиках Ту-2. Поршневые звездообразные двигатели воздушного охлаждения АШ-62ИР применялись на транспортных самолётах Ли-2 и Ан-2. Эти и другие двигатели Швецова устанавливались на самолеты Туполева, Ильюшина, Лавочкина, Поликарпова, Яковлева, внесшие определяющий вклад в дело завоевания господства в воздухе в Великой Отечественной войне.

"За выдающееся достижение в области авиационного моторостроения, поднимающее оборонную мощь Советского Союза", Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 января 1942 года Швецову Аркадию Дмитриевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали "Серп и Молот".

В годы Великой Отечественной войны конструкторское бюро Швецова с полной самоотдачей трудилось над созданием двигателей для новых типов самолетов. Стремительное перевооружение авиации всех воюющих сторон требовали разработки и внедрения новых авиадвигателей в самые сжатые сроки. Так, КБ швецова создало двигатель большой мощности воздушного охлаждения АШ-73 для тяжелого четырехмоторного бомбардировщика Ту-4.

Его улучшенный вариант АШ-73ТК представлял собой 18-цилиндровую звезду с двумя турбокомпрессорами, обеспечивавшими высотность 11 000 м. Впервые на отечественном двигателе был применен стальной картер взамен дюралюминиевого. Мощность АШ-73ТК достигала 2400 л. с., что для силовой установки такого типа являлось, видимо, пределом. Этот двигатель устанавливался на самолетах-разведчиках и патрульных «летающих лодках» М-10.

Сразу после войны Швецов создает уникальный двигатель АШ-2ТК, мощность которого достигала 4300 л. с. Он планировался для установки на стратегические бомбардировщики. Этот двигатель стал непревзойденной вершиной отечественного поршневого двигателестроения, но в серию не пошел: наступала эпоха реактивной авиации.

Двигатели АШ-82ФН устанавливались на пассажирских самолётах Ил-12, Ил-14. Выдающимся достижением Швецова стало создание принципиально новых двигателей для только что появившихся вертолётов, в частности для Ми-4, Як-24 и др. Всего на различных самолётах и вертолётах Советского Союза работало свыше 200 тысяч авиамоторов Швецова, в серийное производство запущено 15 типов швецовских моторов и ещё несколько десятков их модификаций.

А.Д. Швецов создал школу конструкторов двигателей воздушного охлаждения. Его учеником был заменивший рано скончавшегося учителя Герой Социалистического Труда выдающийся отечественный двигателестроитель

швецов аркадий дмитриевич артемьев
авиационно-космический инженер и инженер Дата рождения: Место рождения:

посёлок Нижне-Сергинского завода,
Красноуфимский уезд,
Пермская губерния,
Российская империя

Страна:

Российская империя
СССР

Дата смерти: Место смерти:

Москва, РСФСР, СССР

Награды и премии:
Швецов Аркадий Дмитриевич на Викискладе

Арка́дий Дми́триевич Швецо́в (1892-1953) - советский конструктор авиационных двигателей, доктор технических наук (1940), генерал-лейтенант инженерно-авиационной службы (1948). Герой Социалистического Труда (1942). Лауреат четырёх Сталинских премий (1942, 1943, 1946, 1948).

  • 1 Биография
  • 2 Двигатель Wright R-1820
  • 3 Награды и премии
  • 4 Память
  • 5 Примечания
  • 6 Литература
  • 7 Ссылки

Биография

Могила Швецова на Новодевичьем кладбище Москвы.

Родился 12 (24) января 1892 года в рабочем посёлке Нижне-Сергинского завода (ныне Нижние Серги Свердловской области) в семье школьного учителя. 1909 году окончил Алексеевское реальное училище (теперь - Пермский авиационный техникум имени А. Д. Швецова), а в 1921 году - Высшее техническое императорское училище (МВТУ имени Н. Э. Баумана).

Во время Первой мировой войны работал токарем на заводе «Динамо» в Москве. С 1922 года руководил конструкторским бюро завода «Мотор».

В 1925-1926 годах под руководством Швецова был разработан 5-цилиндровый звездообразный авиационный двигатель М-11 - первый в СССР серийный авиационный двигатель воздушного охлаждения, который выпускался до 1940 года (в модификациях - до 1952) и использовался на самолётах У-2 (По-2), АИР-6, УТ-2, Як-18.

Депутат ВС СССР 2-3 созывов (с 1946 года).

А. Д. Швецов скончался в Москве 19 марта 1953 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 4).

Двигатель Wright R-1820

Wright R-1820 АШ-81 в Центральном музее Вооружённых Сил.

В 1934 году СССР закупил лицензию на американский радиальный двигатель Wright R-1820. Для освоения и адаптации двигателя был создан завод № 19 в Перми, техническим директором и главным конструктором которого был назначен А. Д. Швецов, который в 1931-34 гг. был в командировке в США на заводе Curtiss-Wright. 1939 году конструкторский отдел завода был преобразован в ОКБ-19, главным конструктором которого назначен Швецов.

В 1947 году А. Д. Швецову было присвоено звание «Генеральный конструктор». Генерал-лейтенант (17.7.1948). 1934-1953 годах под руководством А. Д. Швецова было создано семейство поршневых двигателей воздушного охлаждения, основанных на лицензии Wright R-1820:

  • М-25 - 1934
  • АШ(М)-62 - 1939
  • М-63 - 1939
  • АШ(М)-82 - 1941
  • АШ(М)-82Ф - 1942
  • АШ(М)-82ФН - 1943
  • М-71 - 1942
  • АШ-73 - 1945
  • АШ-21 - 1946
  • АШ-2ТК - 28-цилиндровый, 4-х рядный мощностью 4000 л.с.
  • АШ-2К - комбинированный турбинно-поршневой двигатель мощностью 4500 л.с.

Награды и премии

  • Герой Социалистического Труда (22.1.1942)
  • пять орденов Ленина (1936, 1942, 1945, 1949, 1952)
  • орден Суворова II степени
  • орден Кутузова I степени
  • орден Трудового Красного Знамени
  • медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • Сталинская премия первой степени (1942) - за разработку новой конструкции авиационного мотора
  • Сталинская премия первой степени (1943) - за создание нового образца авиационного мотора
  • Сталинская премия второй степени (1946) - за создание нового образца авиационного мотора
  • Сталинская премия (1948)

Память

Именем Швецова названы Авиационный техникум и улица в Перми. На родине конструктора, в городе Нижние Серги установлен памятник.

Примечания

  1. 1 2 Швецов Аркадий Дмитриевич - 3-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1969.
  2. 120 лет со дня рождения Аркадия Швецова // АвиаПорт. Новости

Литература

  • Грин Б. Генеральный конструктор А. Д. Швецов. - Пермь: Перм. кн. изд-во, 1964. - 104 с. - (Замечательные люди Прикамья).
  • Швецов Аркадий Дмитриевич // Великая Отечественная война 1941-1945. Энциклопедия / под ред. М. М. Козлова. - М.: Советская энциклопедия, 1985. - С. 790. - 500 000 экз.

Ссылки

  • ОАО «Авиадвигатель». Архив пресс-релизов.
  • Цель жизни - строить моторы

Краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Пермский авиационный техникум им.А.Д. Швецова»

Специальности колледжа

▪ Техник, очно, на базе 9 классов, бюджет: есть , платно: есть

▪ Техник, очно, на базе 9 классов, бюджет: есть , платно: есть
▪ Техник, заочно, на базе 9 классов, 3 года 10 месяцев, бюджет: нет , платно: есть
▪ Техник, заочно, на базе 11 классов, 3 года 10 месяцев, бюджет: нет , платно: есть

▪ Специалист почтовой связи, заочно, на базе 11 классов, 2 года 10 месяцев, бюджет: есть , платно: есть

▪ Техник, очно, на базе 9 классов, бюджет: есть , платно: есть
▪ Техник, заочно, на базе 11 классов, 3 года 10 месяцев, бюджет: нет , платно: есть
▪ Техник, заочно, на базе 11 классов, 3 года 10 месяцев, бюджет: нет , платно: есть

▪ Техник, очно, на базе 9 классов, бюджет: есть , платно: есть
▪ Техник, заочно, на базе 9 классов, 3 года 10 месяцев, бюджет: нет , платно: есть
▪ Техник, заочно, на базе 11 классов, 3 года 10 месяцев, бюджет: нет , платно: есть

▪ Техник, очно, на базе 9 классов, бюджет: есть , платно: есть
▪ Техник, заочно, на базе 9 классов, 3 года 10 месяцев, бюджет: нет , платно: есть
▪ Техник, заочно, на базе 11 классов, 3 года 10 месяцев, бюджет: нет , платно: есть

▪ Техник, очно, на базе 9 классов, бюджет: есть , платно: есть
▪ Техник, заочно, на базе 9 классов, 3 года 10 месяцев, бюджет: нет , платно: есть
▪ Техник, заочно, на базе 11 классов, 3 года 10 месяцев, бюджет: нет , платно: есть

▪ Техник, очно, на базе 9 классов, бюджет: есть , платно: есть
▪ Техник, заочно, на базе 9 классов, 3 года 10 месяцев, бюджет: нет , платно: есть
▪ Техник, заочно, на базе 11 классов, 3 года 10 месяцев, бюджет: нет , платно: есть

▪ Товаровед-эксперт, очно, на базе 9 классов, бюджет: есть , платно: есть
▪ Товаровед-эксперт, заочно, на базе 9 классов, 2 года 10 месяцев, бюджет: нет , платно: есть
▪ Товаровед-эксперт, заочно, на базе 11 классов, 2 года 10 месяцев, бюджет: нет , платно: есть

Ближайшие колледжи

Выпускники колледжа работают в театрах Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Челябинска, Екатеринбурга, Красноярска, Самары, Саратова,Ростова-на-Дону, Нижнего Новгорода, Петрозаводска. По окончании колледжа каждый выпускник получает несколько приглашений. Балетная труппа Пермского театра оперы и балета им. П.И. Чайковского состоит почти полностью из выпускников Пермского колледжа.

Специфика Художественного училища заключена в том, что под одной крышей органично слиты две художественные ступени (училище + художественно-эстетическое обучение детей). Художественное училище и отделение дополнительного обучения имеют одну материально-техническую базу, специализированную под художественное образование, учебные классы и программы, учитывающие дидактические принципы непрерывности и последовательности обучения.

За свою 90-летнюю историю «Пермский музыкальный колледж», созданный в 1924 году как Мотовилихинский музыкально - педагогический техникум, превратился в крупный центр музыкального образования и концертно-просветительской работы, занимающий достойное место в культурном пространстве Урала. За это время из стен Колледжа вышла целая плеяда талантливых музыкантов, певцов, композиторов и исполнителей. И все это благодаря прекрасному коллективу наших преподавателей, которые бережно, по крупицам, взращивая ростки талантов, превращают их в мощные корни, на которых зиждется Пермская культура.

Сегодня в колледже ведется спортивная подготовка по 21 виду спорта в тренировочных группах, группах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства. Подготовка спортивного резерва в колледже осуществляется в тесном контакте с Центром спортивной подготовки Пермского края и врачебно-физкультурным диспансером. Проводится активная работа с федерациями по видам спорта, ДЮСШ и СДЮСШОР, коллективами физической культуры, спортивными клубами, высшими учебными заведениями и общественными организациями. С марта 2015 года колледж является региональным оператором по введению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО) в Пермском крае».

Общая информация

Аркадий Дмитриевич Швецов создал не только первый отечественный серийный авиационный двигатель с воздушным охлаждением, но и школу специалистов, способных создавать эти двигатели.

Аркадий Дмитриевич Швецов родился 12 (24) января 1892 года в поселке Нижне-Сергинского завода Красноуфимского уезда Пермской губерии, ныне город Нижние Серги Екатеринбургской области в семье учителя. В 1908 году он окончил реальное училище в Перми и приехал в Москву для получения технического образования. Как и многие интересовавшиеся в ту пору авиацией, А. Д. Швецов поступил в МВТУ, но учебу вынужден был прервать, поскольку не имел средств продолжать обучение. И только в 1921 г., он получил диплом инженера.

С мая 1922 года Аркадий Дмитриевич приступил к работе начальником технического бюро завода «Мотор» в Москве.

Во многом благодаря его стараниям удалось так организовать работу, что за год выпустили 39 моторов – гораздо больше, чем ранее.

В начале двадцатых годов он сконструировал звездообразный двигатель воздушного охлаждения М-11. Двигатель имел пять цилиндров и мощность 100 л. с.

С 1926 года первый советский серийный двигатель воздушного охлаждения поставили более чем на 18 типах отечественных легковых самолетов. В течение 40 лет он служил нашей учебной и легкомоторной авиации, а самолет По-2 с этим двигателем на протяжении всей Великой Отечественной войны эффективно выполнял ночные боевые полеты на бомбометание.

Под руководством Швецова, технического директора завода «Мотор», группа инженеров разработала двигатель М-22 для истребителя АНТ-5.

В начале тридцатых годов началось строительство нового моторостроительного завода в Перми. При нем было организовано ОКБ. В это же время завершились переговоры с американской фирмой «Райт» о покупке лицензии на авиационный двигатель воздушного охлаждения «Райт-циклон», который послужил прототипом первых советских серийных двигателей М-25.

В 1934 г. Аркадия Дмитриевича назначили главным конструктором завода на Урале. Завод находился в стадии строительства и организации, а поэтому проблема кадров, особенно в то время, была очень острой. А. Д. Швецов верил в своих земляков-уральцев и смело приступил к организации опытного конструкторского бюро. В своем распоряжении он имел лишь несколько молодых авиационных инженеров. Но, помогая им советом и делом, он создал основной костяк бюро. Расхлябанность или недисциплинированность несовместимы были с работой в этом ОКБ. Весной 1935 года прошли успешные испытания разработанного под руководством А.Д.Швецова двигателя М-25. Мощный двигатель весом всего 435 кг применили на своих истребителях Д.П.Григорович и Н.Н.Поликарпов. На серийном поликарповском И-15 летчик В.К.Коккинаки установил первый мировой рекорд в советской авиации, подняв истребитель на высоту 14 575 м. Через год впервые в мире на Пермском заводе начали конвейерное производство авиадвигателей.

Разработанный в 1938 г. и изготовлявшийся серийно более мощный двигатель М-63 осваивался очень тяжело. В сложных условиях Аркадий Дмитриевич сумел проявить большую настойчивость, терпение и спокойствие, что позволило успешно решить непростые задачи.

В новом двигателе А. Д. Швецова вместо девяти цилиндров стало четырнадцать, располагались они в два ряда. Запущенный в серийное производство в мае 1941 г. двигатель получил наименование АШ-82. Предназначался он для истребителей и устанавливался на самолетах Ла-5 и Ла-7 - одних из лучших самолетов военного времени. Широкому распространению этих самолетов способствовало применение менее уязвимых двигателей воздушного охлаждения.

В 1940 году Швецов получил степень доктора технических наук, в 1942 году его удостоили звания Героя Социалистического Труда, в 1948 году произвели в генерал-лейтенанты инженерно-технической службы.

В конце войны и в первые послевоенные годы с появлением реактивных двигателей, казалось бы двигатели поршневые ушли в прошлое. Однако именно в это время Швецов введя в двигатель турбокомпрессор, обеспечил полет на высоте 11 км. Его АШ-73ТК имел мощность 2400 лошадиных сил, что достигло теоретической предельной мощности моторов этого класса. Этот мотор позволил поднять в воздух тяжелый бомбардировщик Ту-4.

Предвидя необходимость создания более высотных и более тяжелых дальних бомбардировщиков, конструкторский коллектив А. Д. Швецова в конце сороковых годов разработал серию экспериментальных двигателей, в том числе уникальный двигатель АШ-2ТК, состоявший из шести блоков, Мощность двигателя достигала 4300 л. с., его повышенная высотность и малый удельный расход топлива достигались благодаря комбинированному наддуву от турбокомпрессора и приводного центробежного нагнетателя.

Оригинальным в этом двигателе было использование энергии выхлопных газов, которые из цилиндров отводились в газовые турбины, передававшие дополнительную мощность на приводной вал, а газ на выходе из турбокомпрессора использовался для получения дополнительной реактивной тяги. Двигатель АШ-2ТК, как и двигатель В. А. Добрынина, предназначался для тяжелых высотных самолетов сверхдальнего действия.

В период применения как в военной, так и в транспортной авиации поршневых авиационных двигателей Аркадий Дмитриевич Швецов был одним из выдающихся отечественных конструкторов, который в трудное для страны время сумел организовать высококвалифицированный коллектив и благодаря своему таланту и настойчивости в решении поставленных задач обеспечил создание большого количества типов первоклассных двигателей воздушного охлаждения.

Аркадию Дмитриевичу были органически присущи честность и чувство собственного достоинства. Эти качества А. Д. Швецов высоко ценил и в других. Надо сказать, что он был разносторонне талантлив. С юношеских лет полюбив Урал с его суровой, величественной природой и живя на берегу Камы, Швецов часами бродил по нехоженым тропам или плыл на лодке, наблюдая жизнь леса, любуясь красотой уральских пейзажей. Иногда он брал с собой подрамник и краски, Любовь к живописи сохранилась у него до последних лет. Очень любил Аркадий Дмитриевич отдыхать за шахматами. Даже не имея партнера, он мог часами разбирать сложные турнирные партии. Но самым большим увлечением его была музыка. Аркадий Дмитриевич часто говорил что готов примириться с любыми лишениями, но не мог бы отказаться от рояля. В любой час, вернувшись домой, он садился за рояль.



И небо, как голод, свинцово
Ложилось на плечи страны,
И были МОТОРЫ Швецова,
Как хлеб и как ВОЗДУХ, НУЖНЫ.
В. Радкевич

По улицам Перми многие годы ходил крепкого сложения высокий человек, с виду немного хмурый, а в действительности радушный и доброжелательный. Порою его видели в штатском костюме, порою в генеральском мундире. Этого человека можно было встретить везде: на концерте и в театре, в музее и на набережной Камы. Но главная его дорожка вела на моторостроительный завод, где он возглавлял конструкторский коллектив. Это был Аркадий Дмитриевич Швецов, первый в Перми Герой Социалистического Труда, первый доктор технических наук и лауреат высших премий государства.

А. Д. Швецов родился в 1892 году в Нижнесергинском заводе на Урале. Окончил реальное училище в Перми и Высшее техническое училище в Москве. В 20-х годах увлекся созданием авиационных двигателей и в дальнейшем стал основателем школы конструкторов авиамоторов воздушного охлаждения.

Его трудовая деятельность началась на моторостроительном заводе с усовершенствования лицензионного мотора, который выпускал завод в 1930-е годы. Однако Аркадий Дмитриевич хотел создать принципиально новую конструкцию мотора. После долгих поисков пришел успех. В начале 1939 года на совещании по вопросам авиационной промышленности, которое проходило в Кремле, Швецов докладывал о так называемой двухрядной звезде. Суть заключалась в следующем: размещенные по лучам двух одинаковых звезд, цилиндры задней звезды вписывались в интервалы между цилиндрами передней звезды, тем самым обеспечивалось равномерное воздушное охлаждение. В короткоходовом варианте конструктор решил уменьшить лобовую площадь двигателя и для этого снизить высоту цилиндров. Чтобы не пострадала мощность, он задумал увеличить подачу топлива в цилиндры, повысив таким образом число оборотов.

Эта конструкторская идея Швецова открывала замечательные перспективы. Такой двигатель позволял выбрать наилучшие формы фюзеляжа, то есть решительно уменьшить лобовое сопротивление самолета. А это значило повысить скорость! То, над чем бились в конструкторских центрах многих стран мира, в одном из вариантов было решено в Перми.

Новый двигатель мог развить мощность до 1700 л. с. Это была весомая заявка на большие высоты. Двигатель получил марку М-62 и за месяц до начала Великой Отечественной войны прошел испытания.

Двухрядной звездой Швецова заинтересовался Андрей Николаевич Туполев. Он создал двухмоторный бомбардировщик с двигателем водного охлаждения, но, как только появился новый двигатель, Туполев заменил им старую силовую установку. Скоростной бомбардировщик был принят на вооружение.

Вскоре Швецов узнал о замысле ученика Туполева Владимира Михаиловича Петлякова, который решил модифицировать скоростной четырехмоторный бомбардировщик, созданный некогда на основе одного из туполевских самолетов. Петляков хотел повысить скорость и увеличить дальность полета, для чего собирался поставить на свою машину двухрядную звезду. Эту идею осуществили коллеги Петлякова после его гибели. Пе-8 был принят на вооружение.

Авиакоиструктор Семен Моисеевич Лавочкин также использовал двигатель Швецова и представил на государственные испытания истребитель Ла-5 с двухрядной звездой. Лавочкин выбрал модифицированный вариант двигателя. Во время испытаний машина показала себя превосходно: высокая скорость, хороший вертикальный маневр - вот что отличало новый истребитель. Звездообразный двигатель был менее других уязвим для пулевых и осколочных попаданий и весьма основательно прикрывал летчика. На новом истребителе летчики смело шли в лобовые атаки. Своими скоростными данными он превосходил немецкий серийный Ме-109Г почти на 50 км/ч.

Следующий двигатель М-82ФН оказался еще мощнее, при этом габариты его остались прежними. Это способствовало скорейшему внедрению установки в серийное производство: не требовалась коренная переделка самолета.

С виду очень похожий на своих предшественников, новый двигатель отличался в самом главном: он не имел карбюратора, вместо него была установлена аппаратура непосредственного впрыска горючего в цилиндры. Одновременно конструктор улучшил системы всасывания и охлаждения головок цилиндров, повысил надежность важнейших элементов. Это обусловило высокую мощность 1850 л. с, что превосходило все прежние моторы Швецова. Так получил фронтовую прописку замечательный истребитель Ла-5ФН.

В 1944 году за создание моторов Аркадий Дмитриевич был награжден орденом Суворова и ему присвоили звание генерал-майора.

Двигатели Швецова официально "оформились" в семейство АШ после того, как он стал генеральным конструктором и созданные им моторы получили его имя. Это семейство многодетное: АШ-11, АШ-25, АШ-62, АШ-63, АШ-82, АШ-82ФН, АШ-73ТК, АШ-2... Последний был уже с четырехрядной звездой и имел мощность 4500 л. с. Конечно, в век реактивной техники на смену моторам Швецова пришли другие конструкции, однако семейство АШ и его создатель - ярчайшая страница в истории отечественной авиации.

Генерал-лейтенант инженерно-технической службы А. Д. Швецов умер в 1953 году в Москве и похоронен на Новодевичьем кладбище.

Пермяки хорошо знают и помнят своего земляка. Его имя носят авиационный колледж и одна из улиц нашего города.

В продолжение темы:
Культура

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.comПодписи к...

Новые статьи
/
Популярные