Молчалин в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» (Школьные сочинения). Жизненные принципы чацкого и молчалина Намерения и планы молчалина

Тема урока: Подготовка к сочинению по комедии «Горе от ума».

Цель урока: сделать обобщение по всей комедии «Горе от ума».

Задачи: 1) образовательная:

· научить учащихся делать обобщение по всему произведению;

· научить учащихся составлять план;

· познакомить с требованиями к написанию сочинения;

2) развивающая:

· способствовать развитию навыков логического мышления;

· способствовать овладению навыками анализа;

· способствовать навыкам обобщения, подведения итогов;

3) воспитательная:

· воспитание культуры чтения;

· воспитание культуры устного ответа;

· способствовать формированию дисциплины.

Ход урока.

I Организационный момент.

1. Слово учителя.

2. Работа по памятке (см. приложение).

3. Составление сложного и простого планов по предложенным темам.

Тема 1. «Молчалины блаженствуют на свете».

I. Зачем Грибоедов ввел в комедию Молчалина?

Чтобы противопоставить глупого Молчалина (а так ли он глуп?) умному Чацкому и этим самым глубже показать «горе от ума». Многозначность понятия «ум».

II.«Молчалины блаженствуют на свете».

1. Молчалин видит смысл жизни в том, чтобы «И награжденья брать, и весело пожить».

2. Молчалин «дойдет до степеней известных, ведь ныне любят бессловесных».

III. Как Грибоедов раскрывает характер Молчалина?

1. Показ отношений Молчалина с другими героями комедии – главный прием раскрытия его характера.

2. Как в отношениях с Фамусовым, Софьей, Лизой, Чацким раскрываются следующие особенности его характера:


а) карьеризм; б) исполнительность, угодничество, бессловесность; в) умственная ограниченность, узость интересов; г) трусость, лицемерие, цинизм, подлость?

IV. Какое значение имеет образ Молчалина в развитии конфликта?

Молчалин – один из главных участников конфликта, изображенного в комедии; главная фигура, определившая конфликт между Софьей и Чацким; главное лицо в сцене катастрофы.

V. Жалок или страшен Молчалин? Какие чувства он вызывает у вас?

Тема 2 . Молчалин в представлении Софьи и в действительности.

1. Прошлое Молчалина.

2. Какое положение занимает Молчалин в фамусовском кругу? Что помогло Молчалину стать необходимым для Фамусова и его домочадцев?

3. Каковы намерения и планы Молчалина?

4. К каким средствам он прибегает, чтобы осуществить свои намерения?

5. Как воспринимает Софья поведение Молчалина?

6. Прав ли Чацкий, говоря Софье о Молчалине: «… качеств ваших тьму, любуясь им, вы придали ему»?

7.Чем вызвано заблуждение Софьи в отношении Молчалина?

8. Достоин ли Молчалин той оценки, которую дает ему Чацкий: «Молчалин прежде был так глуп!.. Жалчайшее созданье!», «Тот, кто на всех глупцов похож…»?

Тема 3. Почему неизбежен конфликт между Чацким и фамусовским обществом?

Основная мысль: конфликт между Чацким и фамусовским обществом неизбежен. В доме Фамусова столкнулись две различные идеологии, два различных мировоззрения: представители старого, отжившего «века минувшего» и нового, нарождающегося «века нынешнего». Умному и благородному Чацкому нет места среди консервативных, невежественных низкопоклонников и льстецов.

1.Острота и непримиримость столкновений Чацкого с миром фамусовых, молчалиных и скалозубов – отражение общественного конфликта эпохи.

2.Различие взглядов Чацкого и московского общества.

1) «Век нынешний» и «век минувший» в оценке Чацкого и Фамусова.

2) Отношение к новым веяниям века представителей фамусовского общества и Чацкого.

3) Служение Отечеству в представлении Фамусова, Скалозуба, Молчалина и Чацкого.

4) Отношение к крепостному праву Чацкого и представителей «века минувшего».

5) Идеал жизни и способы его достижения в фамусовском обществе; отношение Чацкого к этому идеалу.

6) Взгляд представителей двух идеологий на просвещение, образование, воспитание.

7) Преклонение перед иностранным и отношение к этому Чацкого.

8) Обострение общественного конфликта личной драмой героя.

3.Чацкий – победитель или побежденный?

Тема 4. «Мильон терзаний» Чацкого.

1. Столкновение двух миров в комедии «Горе от ума».

2. «Чацкого роль – роль страдательная… и всегда победительная».

2) Личная драма Чацкого.

3) Против чего протестует Чацкий, каковы его собственные идеалы?

4) Кто Чацкий – победитель или побежденный?

5) Одинок ли Чацкий?

4.Значение образа Чацкого.

«Чацкие неизбежны при смене одного века другим».

Тема 5. Барская Москва в комедии «Горе от ума».

1.Россия и Москва после войны 1812г.

2.«Есть на земле такие превращенья…»:


1) «… превращенье правлений…» (Ученый комитет; возвращение к прежним порядкам века Екатерины, служба лицам, а не делу);

2) «… превращения… и нравов, и умов…» (Молчалин, Фамусов, Софья): «Ведь нынче любят бессловесных», «Не должно сметь свое суждение иметь», лицемерие; двойственность мышления (Репетилов);

3) «Мундир, один мундир…» - изменение психологии и положение военных людей (Скалозуб, Горич);

4) «… привыкли мы, что нам без немцев нет спасенья…», «Господствует еще смешение языков французского с нижегородским»;

5) «усиление женской власти» (Горичи).

3. Мастерство Грибоедова в изображении барской Москвы (3 плана: Фамусов и его домочадцы, гости на балу, внесценические персонажи).

4. Фамусовскому обществу нанесен «… смертельный удар качеством силы свежей».

II. Подведение итогов

1. Рефлексия.

2. задание на дом: написать сочинение по комедии «Горе от ума».

Приложение.

Подготовка к сочинению.

(Памятка)

Основные этапы подготовки к сочинению.

1. Чтение текста художественного произведения и изучение его.

Выписки лучше делать на отдельных листах или карточках, чтобы потом их можно было расположить в нужном порядке, сравнивать, систематизировать.

Необходимо повторить соответствующие разделы учебника по литературе;

Из списка источников, приводимого после каждой темы, надо выбрать работу последних лет изданий, просмотреть его с точки зрения интересующей проблемы;

Необходимо своими словами изложить основные идеи автора исследования, сделать точные и краткие выписки на карточки;

Существует несколько форм выписок:

· тезисы;

· конспект.

При первоначальном чтении делаются пометки в тексте, выписываются непонятные слова, составляется простой план произведения. При повторном чтении составляются тезисы – краткие формулировки, раскрывающие суть содержания. Конспект должен передать то, о чем говорится в произведении, что утверждается автором и как доказывается им.

3.Системавтмизация собранного материала, составление плана сочинения (он может быть простым, сложным, цитатным).

4. Написание работы:

Изложение материала должно строго отвечать плану, быть последовательным и логичным;

В введении следует определить цели и задачи работы;

В основной части тщательно и детально анализируется текст произведения, проводится сравнительный анализ, где это необходимо;

В заключении подводятся итоги работы и делаются выводы.

5. Работа над черновиком:

Написанную на черновике работу нужно проверить, оценить ее критически, обратив внимание на содержание написанного;

· раскрыта ли тема;

· выражена ли основная мысль;

· соответствует ли сочинение составленному плану;

· не нарушена ли связь между частями;

· правильно ли подобран и систематизирован материал;

· уместно ли цитирование;

Необходимо ликвидировать речевые и стилистические недочеты;

6. Оформление работы:

Сочинение пишется с двух сторон листа (тетрадного);

Объем его – 3-4 тетрадных листа;

Важно соблюдать абзацы;

На первой странице указывается тема, а иногда и план;

Эпиграф следует писать после названия темы, справа, без кавычек и скобок;

Цитаты приводятся точно, с сохранением всех особенностей подлинника.


Алексей Степанович Молчалин - один из главных героев комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».

Молчалин служит секретарём Фамусова и пользуется его доверием в служебных делах. Он видит цель своей жизни в чинах, богатстве и карьере. Высшее счастье его «и награжденья брать и весело пожить». Для достижения своих целей Молчалин заводит связи с влиятельными людьми, считая, что это лучший способ подняться по карьерной лестнице. Трепеща перед Фамусовым, всегда говорит, учтиво прибавляя «с» (с бумагами-с»). С влиятельной Хлестаковой играет в карты, восторгаясь её собакой:

Ваш шпиц – прелестный шпиц, не более напёрстка.

Я гладил всё его – как шёлковая шёрстка.

Он добивается своего, Хлестакова называет его «мой дружок» и «мой родной».

Молчалин обладает говорящей фамилией.

«Вот он на цыпочках и небогат словами» - говорит о нём Чацкий. Молчалин не высказывает своего мнения:

В мои лета не должно сметь

Своё суждение иметь.

Он немногословен, фразы – обрывочны, особенно в общении с людьми по чину выше его. И даже с любящей его девушкой – Софией он молчалив:

Из глубины души вздохнёт,

Ни слова вольного, и так вся ночь проходит.

Несмотря на это, Молчалин свободно разговаривает с Лизой, признаваясь ей в своих чувствах, рассказывает Чацкому о своей низменной позиции. Поэтому мы можем сказать, что немногословность не столько черта характера Молчалина, сколько ещё один способ достижения целей. Не зря Чацкий говорил, что Молчалин дойдёт «до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных».

Кроме того, Молчалин свято чтит наставление отца: «угождать всем людям без изъяны»

Таким образом, мы можем сказать, что Чацкий не ошибался, говоря: «Молчалины блаженствуют на свете».

Характер Молчалина раскрывается постепенно, в отношениях с другими людьми. Так, с Фамусовым он услужливый и тихий молодой человек. Он зависит от Фамусова, поэтому очень скромен. В общении же с Лизой он гораздо эмоциональнее «Весёлое созданье ты! Живое!»). Он откровенно признаётся Лизе в своей любви, при этом оскорбляя Софью. Он цинично называет её: «плачевной нашей кралей». При этом во время общения с Софьей Молчалин почтителен, он прикидывается влюблённым в девушку и ухаживает за ней для продвижения по службе.

В комедии Молчалин противопоставлен Чацкому, истинно влюблённому в Софью. И мы видим, как медленно развязывается драматический узел между Молчалиным, Софьей и Чацким. Также Молчалин - главная фигура в борьбе Софьи и Чацкого. Ведь Чацкий, называя Молчалина глупым, обидел любимого Софьи. И она отомстила, выставив Чацкого сумасшедшим. Ещё мы не можем не заметить, Молчалин – один из главных лиц в последней сцене, где всё встало на свои места. Софья узнала об истинных намерениях Молчалина, он же начал униженно ползать на коленях не потому, что почувствовал вину пред Софьей, а потому, что испугался за свою карьеру. Когда же появился Чацкий, он вовсе сбежал. Здесь в полной мере раскрылась вся трусость и подлость Молчалина.

В итоге мы можем сказать, что Молчалину всегда найдётся место в фамусовском обществе.

Обновлено: 2017-10-04

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Меню статьи:

В комедии Грибоедова «Горе от ума» основной противоборствующий массив событий приходится на образы Чацкого и Фамусова. Остальные действующие персонажи помогают раскрыть истинное положение вещей и глубину конфликта.

Происхождение и род деятельности

Одним из таких персонажей, с помощью которых усиливается трагичность происходящего, является образ Алексея Степановича Молчалина.

Предлагаем ознакомиться с в комедии А. Грибоедова “Горе от ума”.

Молчалин не принадлежит к аристократии – он человек неблагородного происхождения, но благодаря своей службе, имеет доступ к высшему обществу.

Алексею Степановичу еще не удалось дослужиться до значительных высот – он пока что занимает всего лишь должность секретаря Фамусова, но подает надежды на скорое продвижение по карьерной лестнице, чем вызывает особую любовь Фамусова.

Павел Афанасьевич выделил у себя в доме комнату для Молчалина, хотя полноценной комнатой её назвать сложно: это, скорее всего, небольшой чуланчик, но обделенный судьбой Молчалин вполне доволен и этим.

Алексей Степанович уже третий год работает личным секретарем Фамусова, правда, оформлен он совсем на другой должности – исходя из официальных данных, Молчалин работает в архивном отделе, но на практике это фиктивность, он там всего лишь числится. Однако, не без пользы для себя – за время такой службы он получил три награды.

Конечно, в этом была исключительная работа Фамусова. Такое положение также выгодно Фамусову и позволило ему выйти из затруднительного положения – он обеспечил себя хорошим секретарем и к тому же платить ему пришлось не со своего кармана.

В тексте упоминается безродность Молчалина, но точного объяснения нет. Исходя из этого, можно сделать несколько предположений относительно сути подобного высказывания. Первое состоит в том, что Молчалин – человек простого происхождения, вторая, что он сирота, то есть человек, не имеющей рода.

Алексея Степановича Молчалина писатель изображает взрослым мужчиной. При этом Молчалин отторгает даже возможность своей инфантильности. Фамусов, у которого служит герой, пользуется положением Алексея. Официально герой работает в «Архивах», потому что так договорился Фамусов. Однако это простая формальность для получения чинов. Настоящее место работы Молчалина – дом Фамусова. Последний обеспечивает своему работнику еду, питье, кров, продвижение по карьерной лестнице. Молчалин, по всей видимости, знает, как угодить Фамусову.

До работы у Фамусова, в Москве, герой проживал в Твери. Молчалин, конечно, человек совсем не богатый. Простота происхождения героя заставляет сделать предположение, что Молчалин – мещанин. Согласно «Табели о рангах», герой занимает чин коллежского асессора. Этот чин дает право на дворянство, чего и достигает Молчалин. Мужчине даже удается получить награждения, в чем Молчалину, наверное, помог его господин.

Символичность фамилии

Образ Молчалина носит в себе черты символичности. Это связано в первую очередь с его фамилией. В ее основе лежит глагол «молчать». И действительно, это слово является точным отображением сути Молчалина. Он безмолвный и безликий слуга Фамусова. Даже его поступь лишена каких- либо звуков. Кажется, что он хочет быть как можно более незамеченным, тихим.


Время от времени Алексей Степанович передвигается на цыпочках, чтобы не тревожить домочадцев. Такое его поведение – это один из способов достичь своей жизненной цели.

Цель жизни

В то время как большинство аристократов лишены цели в жизни и лениво проживают свою жизнь, не наполняя ее никаким смыслом, жизнь Молчалина носит ярко выраженный характер. Его цель – состояться и добиться значительных достижений в жизни. Достижения в глазах Молчалина никоим образом не связаны с улучшением жизни простых, неблагородных людей или способствованием развития моральности аристократии. Высшая цель Алексея Степановича – стать полноценным представителем высшего общества.


Молчалин готов костьми лечь за очередное повышение, поэтому он со всей силы прислуживается Фамусову – именно Павел Афанасьевич может помочь достичь ему этой цели. И первую ступень на этой крутой лестнице Молчалин уже преодолел – благодаря своему умению подлизаться и угодить Фамусов ему дали чин коллежского асессора. Таким образом, Алексей Степанович из простолюдина превратился в нищего дворянина. Особую прелесть Молчалин находил в том, что его чин имел свойство переходить по наследству.

Молчалин и Софья Фамусова

Еще более улучшить свое положение в обществе можно за счет выгодного брака. Девушкам для этого необходимо было обладать прелестной фигурой и не менее прелестным личиком. В случае с мужской половиной общества достаточно было иметь услужливый характер. Именно возможность хорошо прислуживать становится критерием для благосклонности. Несмотря на свое низкое происхождение и финансовую несостоятельность в глазах Фамусова Алексей Степанович выглядит более привлекательным зятем, чем благородный аристократ Чацкий. Дело в том, что Павел Афанасьевич считает, что такое имение и прилежание, которым обладает Молчалин, сможет компенсировать его происхождение и добиться выгодного положения в социуме. Чтобы добиться окончательного преимущества перед другими молодыми людьми, Молчалину остается всего лишь накопить значительный капитал или же начать атаковать Фамусова с другого фронта – если Соня влюбиться в Алексея Степановича, то она сможет убедить своего отца в принятии решения в его пользу.

Алексей Степанович ускоряет этот процесс, начав проявлять интерес к дочери Фамусова – Софье.

Отношения молодых людей проходят в лучших традициях платонической любви – Молчалин не позволяет ничего лишнего по отношению к девушке.

Таким образом, он демонстрирует свое почтительное отношение к Софье и серьезность его намерений. К тому же, такое поведение способствует достижению его цели с замужеством – Молчалину не нужно обладать Соней, ему необходимо стать ее супругом, поэтому разврат для него – неприемлемое дело.

Предлагаем сравнить в комедии А. Грибоедова “Горе от ума”.

В общении с Софьей Алексей Степанович придерживается того же принципа, что и с ее отцом – он все время ей угождает. Естественно, что поведение Молчалина резко отличается от поведения остальных аристократов по отношению к ней. Молодые люди знатного происхождения не готовы пресмыкаться перед Соней так, как делает это Молчалин, поэтому они и не вызывают у нее такой интерес.

В некоторой мере привязанность Фамусовой к Молчалину была вызвана отсутствием должных кандидатов – после уезда Чацкого девушка выбирает из оставшегося наименьшее зло. На момент возникновения привязанности и начала общения Соня не испытывала восторженности и любовного влечения к Молчалину, ее поступок можно было расценивать как месть Чацкому, но в результате должного эффекта такой поступок не принес, Соня со временем свыклась со странностями Молчалина и начала воспринимать их как обыденные вещи. В лице Молчалина Соня обрела замечательную «живую игрушку», он не только относится к ней с обоготворением (которое, как оказалось, было напускным), но и готов исполнять любые ее желания.

Чацкий и Молчалин

Конфликт Чацкого и Молчалина был априори предопределен – честный и благородный аристократ не может понять и принять позицию Фамусова и его общества, Алексей Степанович, который не только находится в зависимости от Фамусова, но и стремится стать таким, как они, мог бы стать прекрасным оппонентом Чацкому, если бы обладал большей настойчивостью и индивидуальностью, однако, так как Алексей Степанович привык быть молчаливым наблюдателем и никогда не выдавать своего отношения к тем или иным ситуациям, то острой дискуссии между персонажами не происходит.

Кроме того, проницательный Чацкий замечает странное отношение Алексея Степановича к Соне Фамусовой. Со временем он открывает истинное отношение Молчалина к девушке и его призрачную влюбленность. Чацкого поражают двойные стандарты Молчалина – с одной стороны он готов безмерно льстить, но, с другой стороны, тут же не пренебрегает за глаза огласить свое пренебрежение и даже отвращение к тем, кого он боготворил еще пару минут назад.

Попытки открыть глаза окружающим на ошибочность их мнения ни к чему хорошему не приводят – окружающим лестно воспринимать свое превосходство, чем осознать, что все почтение по отношению к ним было фарсом.

Молчалин и Лиза

Каким бы двуличным ни был Молчалин, все же порой он обнвруживает истинные свои чувства и намерения. Такое положение вещей не обличается в дискуссиях или светских разговорах (так как он заблаговременно старается не принимать в них участие).

Так, например, у Алексея Степановича возникает чувство привязанности и любви по отношению к служанке в доме Фамусова – Лизе. Герой повести оказывается перед выбором – до конца играть свою роль возлюбленного Сони или же признаться Лизе в своих чувствах.

К сожалению, как бесчестный человек Молчалин не ограничивается таким положением вещей и ухаживает за двумя девушками сразу.

Таким образом, Алексей Степанович Молчалин – классический вариант персонажа, ведущего двойную игру. Такая тенденция сохраняется в случае с Молчалиным во всех видах деятельности. Он лицемерит по отношению к Фамусову, играет чувствами Сони.

Для Алексея Степановича характерно безропотное и безмолвное угодничество. Ради продвижения по социальной лестнице он готов пойти даже на самые аморальные поступки. Образ Молчалина стал нарицательным и применяется по отношению к бесчестному, лицемерному человеку.

Характер Молчалина

Герой производит двоякое впечатление. С одной стороны, Молчалин всем угождает (в этом мужчина настоящий мастер), он застенчивый, услужливый, робкий, спокойный, несмелый, скромный, тихий, «бессловесный». Ему свойственна аккуратность, умеренность, отсутствие критики в адрес окружающих. За это они его и любят, пожалуй. Но с другой стороны, герою свойственна и двуличность, лицемерность. Молчалина считают воспитанным и вежливым человеком, герой вызывает симпатии у окружающих. Общество не видит истинную натуру героя. Наоборот, в Молчалине усматривают самоотверженного человека, готового забыть о собственных интересах ради других.

Однако Молчалин угождает и молчит ради корысти, ради достижения своей цели. Такое напутствие дал герою отец. Поведение героя зависит от обстоятельств. Например, с дочерью Фамусова мужчина ведет себя подчеркнуто вежливо и скромно. Но Молчалин не любит Софью по-настоящему. Влюблён же герой в Лизу. Однако с простой девушкой незачем вести себя прилично. Истинное лицо Молчалина видит, пожалуй, лишь Чацкий, считающий асессора глупым, трусливым и жалким человеком. Впрочем, Вяземский, напротив, подчеркивает благоразумие героя, рациональный подход к жизни. Душа Молчалина – холодная и черствая. Об этом позже говорит и служанка Лиза.

Жизненные принципы Чацкого и Молчалина

Полканова Мария

Комедия Грибоедова "Горе от ума" была написана в 1824 году. Суть пьесы в противостоянии между "умными" человеком и "глупцами".

Сам автор писал: "В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека..." Главный герой - Александр Чацкий, ему Грибоедов отвел роль "умного", а "глупцами" оказались помещики и чиновники, жители Москвы, господа Фамусов и его секретарь Молчалин, полковник Скалозуб и другие.

На протяжении 4-х действий комедии мы видим, как Чацкий "борется" с "устаревшими" принципами своих оппонентов. Незаурядный, остроумный, способный произносить блестящие монологи, как "А судьи кто?..", он человек, бесспорно, возвышающийся над всем "фамусовским обществом". Но, несмотря на все это, наш герой - утопист. Он верит, что все человеческие пороки могут мгновенно исчезнуть. По словам А.И.Солженицына, Чацкий избрал себе роль пламенного пророка, который еще не знает кого и куда вести. Программа нашего героя такова: он призывает к национальной самобытности, к свободе выбора и к смягчению злоупотреблений крепостными крестьянами. Чацкий проповедует свои идеи всем и каждому, его не волнует, интересно ли это людям или нет. Часто грибоедовский герой не замечает, что рассказывает что-то самому себе. Чацкий говорит монологами, а если вдруг слышит ответную реплику, то парирует резко и грубо. Александр нетерпелив, вспыльчив, необдуманно-несправедлив. В своей статье "Протеревши глаза" Солженицын пишет, что Чацкий "... сечет всех подряд, не разбирая, и сам уже изнемогает от этого".

В противовес многословному Чацкому ставится тихий Молчалин. Этих героев свел вместе любовный конфликт. Чацкий симпатизирует Софии, дочери Фамусова, а она влюблена в Молчалина, секретаря ее отца. Но главный герой не может понять, почему София предпочла Молчалина ему. Чацкий характеризует своего соперника как "жалчайшее создание". (Впрочем, главный герой не считает иными остальных персонажей комедии.) М.М.Бахтин назвал грибоедовского героя верхоглядом, потому что он не может и не хочет вникнуть в психологию других людей. То же самое и в ситуации с Молчалиным. У него действительно нет живого, бойкого, алчущего познаний ума, как у Чацкого, но есть ум практический, житейский. Молчалин - провинциал, приехавший покорять столицу. Для него было большим счастьем попасть в секретари к богатому Фамусову. И, естественно, Молчалину пришлось всячески угождать своему начальнику и его друзьям. Чацкий же высмеивает "угодничество высшим". Но ему-то легко говорить, он сам богатый дворянин и, естественно, может позволить себе удовлетворить любую свою прихоть. А Молчалину все время приходится собирать волю в кулак, чтобы не сорваться со своего зыбкого положения, заработанного столь тяжким трудом.

Чацкий, который оковал себя броней непогрешимости, по словам Солженицына, никак не может понять, почему его разлюбила София (девушка, которую он так легко оставил и забыл). Главный герой винит во всем Молчалина. В комедии присутствуют многочисленные свидетельства о бесчувственности и расчетливости фамусовского секретаря. Но если повнимательнее вглядеться в текст, то картина вырисовывается такая: Молчалин не любит Софию, в его душе происходит борьба (с одной стороны, надо быть полюбезнее с дочерью начальника, а с другой - сердце ему этого не позволяет, так как он любит другую, служанку Лизу). Поэтому Молчалин всячески оттягивает развязку. Но обстоятельства складываются не в его пользу: София слышит признание Молчалина Лизе.

Пускай секретарь все-таки погубил свою карьеру, но не позволил себе опорочить девушку из-за корыстного интереса. Это характеризует Молчалина с лучшей стороны. Подводя итог, можно сказать, что Молчалин показал над Чацким явное преимущество дела над словами. Наши герои - это два разных типа человека, характерных для эпохи начала XIX века.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.repetitor.ru/

В продолжение темы:
Культура

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.comПодписи к...

Новые статьи
/
Популярные