Рисование в средней группе перелетные птицы прибайкалья. Конспект НОД в средней группе на тему "Перелётные птицы". Тема: «Перелётные птицы»

Название: Конспект познавательного занятия «Перелётные птицы» с презентацией
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, экология, Средняя

Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: МБДОУ детский сад «Солнышко», г. Таруса Калужской области
Месторасположение: г. Таруса Калужская область

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
для детей средней группы МБДОУ детский сад «Солнышко» по теме: «Перелетные птицы»

Задачи:

Образовательные:

Расширять знания детей о перелетных птицах, умение их различать.

Познакомить детей с понятием лететь «стайкой», «цепочкой», «клином».

Развивающие: Закреплять навык употребления сложноподчиненных предложений с предлогом «потому что». Активизировать употребление в речи прилагательных: насекомоядные, зерноядные, водоплавающие; существительные: «стайкой», «клином», «цепочкой». Развивать наблюдательность, зрительное восприятие, умение делать выводы.

Воспитательные: воспитывать в детях доброе отношение к птицам.

Материалы: Мультимедийная приставка, компьютерная презентация «Перелетные птицы» карточки с изображением птичьего корма (насекомые, зерно, ягоды, водоемы); голубые листы бумаги и круги-птицы; панно осеннего содержания, клееночки, кисточки, тряпочки, силуэты птиц.

Предварительная работа: беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций.

Ход занятия.

СЛАЙД 1 Воспитатель читает стихотворение ОСЕНЬ И.П. Токмакова

Опустел скворечник-

Улетели птицы,

Листьям на деревьях Тоже не сидится.

Целый день сегодня

Всѐ летят, летят… Видно, тоже в Африку Улететь хотят.

Воспитатель: Скажите, о каком времени года говорится в стихотворении? Назовите характерные признаки осени. (желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы)

Воспитатель: Ребята почтальон принес нам письмо, а в нем загадка: они летать умеют, их пух и перья греют. Кто это? (птицы)

Воспитатель : Сегодня на занятии мы с вами будем говорить о птицах. Я предлагаю вам поиграть в игру «Не сорока, не ворона и не чайка»

Педагог говорит слова: «Не сорока, не ворона и не чайка, а какая это птица угадай-ка», и показывает на экране изображение птицы, а дети называют СЛАЙД 2

Воспитатель : Правильно назвали, Все эти птицы относятся к перелетным, т.е. тем, которые улетают осенью в теплые края. Ребята, а почему птицы улетают в теплые края?

Ответы детей: потому что наступают холода и птицам нечего есть СЛАЙД 3

Воспитатель : Каждую осень наши пернатые друзья покидают родные края и спешат куда-то вдаль. Но куда же, в какие страны отправляются перелѐтные птицы осенью? Обычно говорят: на юг, в тѐплые страны, где нет такой холодной зимы и птицам легко добывать корм. СЛАЙД 4, 5 Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие – днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, потому что в полете им негде подкрепиться.

Далѐкий, опасный и трудный путь совершают птицы. Некоторые из них летят многие тысячи километров к месту зимовки. СЛАЙД 6 Немало птиц погибает в пути от бурь, ветров, неожиданных снегопадов.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, все ли птицы улетают в один день?

СЛАЙД 7, 8 Нет, самыми первыми от нас улетают насекомоядные птицы(ласточки, стрижи, скворцы, мухоловки), потому что с наступлением холодов все насекомые прячутся и птицам нечего становится есть.

СЛАЙД 9 Вслед за ними улетают зерноядные птицы(овсянки, чижи), т.к.

заканчиваются полевые работы, убрано зерно, жухнут и увядают травы, корма нет.

СЛАЙД 10 И только когда реки и пруды начинают сковываться льдинам, то последними свои насиженные места начинают покидать водоплавающие птицы(гуси, утки, лебеди и др), когда реки и пруды начинают сковываться льдинами….

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Кто за кем летит»

Воспитатель «превращает» детей в птиц: дети получают карточки с изображением зерна, насекомых, водоема, воспитатель объявляет какие птицы улетает, ребенок-птица, ориентируясь на свою карточку летит

  • Полетели птицы. Летят, крыльями машут (дети поднимают руки вверх, вниз)
  • Ветер поднялся, все труднее птицам лететь!
  • Дождь крылья намочил, тяжелые стали крылья (дети медленно поднимают руки)
  • Очень трудно птицам.
  • Но наши птицы сильнее могучего ветра, сильнее холодного дождя.
  • Утих ветер, сдался. Выглянуло солнышко. Опускаются уставшие птицы на землю. Устраивается стая на отдых (дети ложатся на живот, руки в стороны) — Так устали наши птички, что не пошевелиться им!
  • Согрелись наши птички. Высохли перышки.
  • Крылья отдыхают. Согрело солнышко крылья, стали они теплыми.
  • Ножки отдыхают. Солнышко и ножки согрело, стали ножки теплыми.
  • Спинки отдыхают. И спинки согрелись, стали теплыми.
  • Головки согрелись, и они теплыми стали.
  • Так хорошо нашим птичкам отдыхать.

Раз, два, три обернись обратно в детей превратись.

Воспитатель: А как вы думаете, как птицы находят дорогу на юг и обратно сюда?

В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.

Воспитатель: Ребята, а вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайкой», все вместе СЛАЙД 11, 12 ; некоторые, например журавли, выстраиваются «клином», в виде треугольника СЛАЙД 13 ; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию СЛАЙД 14 Это зависит от повадок птиц, некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу

Дети подходят к столам и выкладывают на листе-небе улетающих птиц: «стайкой», «клином», «цепочкой».

Воспитатель: Ребята, а теперь я предлагаю вам всем вместе создать панно «Птицы улетают». Каждый ребенок намазывает клеем силуэт птички и приклеивает его на общий фон осеннего содержания, любуются получившейся картиной, размещают ее в уголке природы. Воспитатель читает стихотворение: СЛАЙД 15

Встали птицы на крыло

Встали птицы на крыло В небе хмуром загалдели

В край далѐкий, где тепло Стаей длинной полетели. -Наступают холода,-

Криком птицы сообщают.

Мы летим не навсегда.

Мы вернѐмся, обещаем.

До свиданья, край родной: -Улетаем! Улетаем!

За небесной пеленой В небе сером птицы тают.

Воспитатель: Что понравилось на занятии? Что нового и интересного вы узнали?

Тема: «О тех, кто умеет летать»

Цель педагогической деятельности: уточнение и расширение представлений детей о птицах. Умение детей находить признаки сходства и различия внешнего вида птиц .

Задачи:

формировать представления детей о разнообразии птиц, знания об общих признаках внешнего вида птиц (клюв, крылья, перьевой покров.), различать особенности поведения птиц.

развивать наблюдательность, умение выражать индивидуальные суждения сравнительного характера.

воспитывать бережное отношение к природе, чувство сопричастности, сопереживания ко всему живому, что нас окружает.

Интеграция образовательных областей:

    социально- коммуникативное развитие

    речевое развитие.

    физическое развитие.

Методы и приёмы.

словесные: загадывание загадок о птицах, беседа о птицах, вопросы, рассказ.

наглядные: рассматривание иллюстраций о птицах, д\и «Покорми птичку», «Кого не стало?»

практические: упражнение, движения детей, имитирующие поведение птиц

Словарная работа:

активизация словаря: снегирь, синица, зёрнышки, лучи, корм, тёплые края, конверт.

обогащение словаря: запрокидывая, перелётные, зимующие, чёрнокрылый, рябина.

Предварительная работа: наблюдения за птицами на прогулке, чтение произведений о птицах, заучивание стихотворений о птицах, беседы, рассматривание иллюстраций.

Педагогические средства: иллюстрации с изображением птиц (вороны, воробья, синицы, снегиря, дятла.) Аудиозапись с голосами птиц.

Содержание НОД:

собрались все дети в круг, я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся!

Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь друг другу, чтобы у вас весь день было хорошее настроение.

Воспитатель: Ребята, закройте глаза 1,2,3 открывайте. Ребята я птичья фея, ой а где же мой волшебный чемоданчик, ах вот он. Ребята в этом чемоданчике лежат интересные задания, но что бы его открыть и узнать, что там лежит нужно отгадать загадку.

Воспитатель:

У них есть крылья, голова.

Две лапки клюв и перья

Все появляются с яйца

Слышны их песенки с деревьев. (Птицы)

Воспитатель: правильно ребята птицы. Говорить мы сегодня будем о птицах. Птицы – большие непоседы. Как ловко они перелетают с ветки на ветку, перелетают с дерева на дерево. Но так и белка умеет, а вот летать на тысячи километров и возвращаться могут только птицы, и даже не все птицы.

Воспитатель: Эту птицу каждый знает,

В тёплый край не улетает

Эта птица круглый год

Во дворе у нас живёт

И чирикает она

Громко с самого утра:

Просыпайтесь поскорей.

Всех торопит (Воробей)

Дети: воробей

Воспитатель: правильно ребята это воробей.

Воспитатель: Голова у воробья сверху ярко – коричневая, шея и щечки черные, туловище серое. Воробьи маленькие, очень озорные. Воробьи летают стайкой. Вместе легче заметить опасность, быстрее найдёшь корм. Они всегда прихорашиваются: чистят перышки, купаются в воде, пыли, песке. Зимой держатся ближе к жилью человека. Воробьи между собой перекликаются «чив – чив». В народе говорят: «мал воробей, да удал» Ворону, воробья, мы видим в городе круглый год.

Воспитатель достаёт из конверта иллюстрации птиц и предлагает детям из иллюстраций найти воробья. Дети вместе с воспитателем рассматривают внешний вид воробья.

Чем покрыто тело воробья?

Какой у него клюв?

Как кричит воробей?

Чем питается?

Где легче найти корм воробью?

Воробей зимующая птица?

Воспитатель: отгадайте ещё одну загадку

Особа всем известная,

Она крикунья,местная.

Увидит тучку тёмную

Взлетит на ель зелёную.

И смотрит, словно с трона.

Кто она? (Ворона)

Воспитатель: правильно ворона. Ребята покажите её на картинке

Воспитатель: ворона крупная, у неё чёрные крылья, серая грудка и серые бока. Ворону все знают. Она и в городе живёт и в деревне. Ворона всё ест. И разные кусочки пищи во дворе соберёт, и на поле слетает. Там она за мышами и другими мелкими зверьками охотится.

Ребята что вы запомнили о вороне?

Чем она питается?

Какого цвета у неё перьевой покров?

Какой у вороны клюв?

Чем отличается ворона от воробья?

Речевая подвижная игра со звуком Р «Вороны».

Воспитатель выполняет движения руками – крыльями, изображая ворону, и говорит такие слова:

«Как под елочкой зеленой

Скачут, каркают вороны.

Из-за корочки подрались,

Во всё горло раскричались.

Вот собака прибегает,

И вороны улетают.

Воспитатель:

И зимой ей не сидится:

Под моим окном кружится,

Хлебных крошек и пшеницы

Просит к завтраку (Синица)

Воспитатель: правильно ребята синица. Покажите её на картинке.

Воспитатель: синичка живёт там где холодно, тепло она не любит. Она маленькая, шустрая. У неё чёрная головка и жёлтая грудка, коричневые пёрышки. Назвали её так за песенку «синь-синь».

Воспитатель: ребята давайте с вами вспомним, что мы узнали о синичке?

Какого у неё цвета грудка?

Чем питается?

Какой у неё клюв?

Где живёт синица?

Почему её так назвали?

Физминутка

Скачет шустрая синица

(прыжки на месте на двух ногах)

Ей на месте не сидится,

(прыжки на месте на левой ноге)

Прыг – скок, прыг – скок,

(прыжки на месте на правой ноге)

Завертелась, как волчок.

(кружимся на месте)

Вот присела на минутку,

(присели)

Почесала клювом грудку,

(встали, наклоны головы влево- вправо)

И с дорожки – на плетень,

Воспитатель:

Красногрудый, чёрнокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появиться опять (Снегирь)

Воспитатель: правильно ребята снегирь. Красавец снегирь прилетает перед первым снегом. И народ заметил: снегири прилетели- значит, завтра-послезавтра пойдёт снег. Почти всегда так и бывает. Поэтому красногрудая птица и зовётся снегирём. Свист снегирей похож на звук флейты- такой же нежный и грустный. Питается снегирь ягодами.

Какого цвета у снегиря грудка?

Чем питается снегирь?

В какое время года прилетает снегирь?

На что похож свист снегирей?

Воспитатель:

Кто в беретке ярко-красной,

В чёрной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)

Воспитатель: дятел – птица умная, у него острый клюв, стуча по дереву, он по звуку определяет местонахождение насекомых и старательно извлекает их из-под коры. Древесные насекомые, личинки, муравьи – любимая добыча этой птицы .

Воспитатель:

Ребята, какой у этой птицы клюв?

Чем он питается?

Чем покрыто тело воробья?

Чем отличаются птицы друг от друга?

Д\и «Кого не стало»

Педагог предлагает детям закрыть глаза, убирает одну из птиц, а затем предлагает отгадать, какой птицы не стало.

Воспитатель: многие виды птиц издают очень приятные для человеческого уха звуки. Пение служит птицам для общения друг с другом

Психогимнастика «Птички» (с сопровождением аудиозаписи)

Воспитатель : ребята давайте представим с вами, что мы птицы.

Ночь. Птички спят, спрятав свои головы под крылышки. Им снятся приятные сны: о лете, о тёплом солнышке, как они поют. Утром когда лучи солнышка касаются их, птички просыпаются, расправляют сначала одно крыло потом второе, встряхивают ими и летят к речке. Пьют воду, запрокидывая голову и оглядываясь во круг. А потом принимаются за дело летают, поют, ищут себе корм. Они радуются солнышку, подставляют свои крылышки к его тёплым лучам.

Рефлексия: дети садятся на ковре по кругу.

О каких птицах мы говорили?

Что нового узнали?

Что понравилось вам?

Ребята, на память о нашей встрече я хочу подарить, вам необычный кубик на нем изображены птицы, что бы вы могли вместе с воспитателем узнать ещё много нового и интересного о птицах.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие» , «Речевое развитие» , «Социально-коммуникативное развитие» , «Художественное - эстетическое развитие» .

Цель: Создавать благоприятные условия для обогащения представлений детей о зимующих птицах.

Программные задачи:

  • Образовательные: уточнить и расширить знание детей о зимующих птицах; учить подбирать глаголы, характеризующие пение птиц (чирикает, каркает, воркует, трещит) .
  • Развивающие: совершенствовать диалогическую речь; развивать внимание, память, эстетическое восприятие, воображение детей, развивать умение рассуждать, видеть объект с разных точек зрения.
  • Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение к птицам; вызывать стремление беречь и помогать зимующим птицам; воспитывать выдержку, умение внимательно, не перебивая, товарищей, оценивать и дополнять ответы; уметь договариваться. Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности.

Планируемые результаты:

Проявлять любознательность, уметь поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения; иметь представления о птицах; выражать положительные эмоции при прослушивании музыкальных произведений, активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогами и сверстниками.

Материалы и оборудование:

Картинки зимующих птиц, птиц: карточки с изображением корма птиц: ягоды рябины, кусочек сало, семечки, хлебные крошки, остатки пищи… Видео проектор, слайд-шоу, аудиозапись произведений: Вивальди «Времена года» , голоса птиц; панно с изображением кормушки; салфетки, клеенки, клей-карандаш цветные карандаши; карточки с эмблемами по теме «Зима» .

Предварительная работа:

Беседы о зимующих птицах; заучивание и отгадывание загадок о птицах, рассматривание иллюстраций в книжном уголке, создание презентации, оформление стенда в родительском уголке по теме «Интересное о зимующих птицах» ; наблюдение за птицами, кормление птиц.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Здравствуй, небо голубое! (руки вверх)
Здравствуй, солнце золотое! (руки вперед)
Здравствуй, матушка Земля! (руки опущены)
Здравствуйте, мои друзья! (руки в стороны)

2. Основная часть.

Звучит музыкальное произведение Вивальди «Времена года» , «Зима» .

Воспитатель: - Слышите, звучит музыка. Давайте закроем глаза, что вы сейчас представили, слушая это произведение? Расскажите, пожалуйста. (Ответы детей) .

Воспитатель:

Какое время года вы представили? (ответы детей: зима)

Как вы поняли, что это зима?

Как вы думаете, зима это хорошо или плохо? (ответы детей)

(Дети сами выбирают способ деления на две команды) . либо 1-2. Либо по картинкам.

Схематичное изображение «Хорошо - плохо» .

Воспитатель:

Кому очень трудно приходиться в зимнюю пору? (предположения детей, птицы)

Почему? (голодно, морозы) . - Давайте отправимся в парк к птицам в гости.

А на чем мы туда доберемся? (предложения детей) .

Мы надели лыжи, встали на лыжню,
Не догнать нас даже быстрому коню.

А вот и парк!

(Дети имитируют движения птиц) .

Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем –
Крылья мы сложим назад.

Крылья расправим,
Клювик почистим
Птички пожалуйте к нам!

Воспитатель: - Ребята, присаживайтесь на пенечки, послушаем загадки.

Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В тёплый край я не летаю,
Здесь под крышей обитаю,

Чик-чирик! Не робей,

Я бывалый.

Как зовут нашего первого гостя?

(Воробей)

Картинка с изображением воробья появляется на слайде.

Воспитатель: - Как поет воробей? Что делает? (Чирикает) .

А что вы знаете про воробья? (ответы детей)

Воспитатель: - Какая птица умеет ворковать? (Голубь)

Картинка с изображением голубя появляется на слайде.

Воспитатель: - Голуби – доверчивые птицы. Живут вблизи домов людей.

Воспитатель: - Послушайте, как голубь воркует? (Гру-гру) . Чем питается голубь?

Воспитатель:

Не сидит она на месте
На хвосте разносит вести.
Может, в них и мало прока.
Но горда собой…

(Сорока)

Картинка с изображением сороки появляется на слайде.

Воспитатель: - Как разговаривает сорока, кто знает?

Сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо. Ест все, что может найти на мусорке, очистки и т. д.

Воспитатель: - Послушайте загадку о следующей птице.

Прилетела к нам
Особа всем известная,
Она – крикунья местная.
Увидит тучку тёмную,

Взлетит на ель зелёную
И смотрит, словно с трона,
Красавица-ворона.

Картинка с изображением вороны появляется на слайде.

Воспитатель:

Ворона - важная, горластая. Как она подает голос? Что вы знаете о вороне?

Воспитатель: - О какой птице так говорят?

Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой -
Все равно он будет мой!

(Дятел)

Воспитатель: - Послушайте, как стучит дятел. Что вы можете рассказать о дятле?

Воспитатель: - Встречайте следующего гостя.

Угадайте, кто это?
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это.

(Снегири)

Картинка с изображением снегиря появляется на следующем слайде.

Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Снегири клюют семена, ягоды, любят клевать ягоды рябины.

На слайде появляется картинка с изображением синицы.

Воспитатель: - Как синичка поет? (Зинь –зинь) (ци-ци-ци) .

Предлагаю детям рассказать о синичке.

Воспитатель: - Отгадайте, о ком идёт речь?

Вот птичка так птичка,
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов

Только лютой зимой.

(Клёст)

Картинка с изображением клёста появляется на слайде. Клёст очень любит еловые и сосновые шишки, крепкий клюв крестом ловко шелушит шишки. Ещё клёст удивителен тем, что в трескучий мороз выводит птенцов.

Воспитатель: - Познакомимся ещё с одной интересной, красивой птицей.

Эти птички с хохолком
И красивые притом,
На рябину прилетели.
Птички эти - …

(Свиристели)

Воспитатель: Ребята а теперь пусть каждый разукрасит свою птичку и посадит ее в нашу общую кормушку

Ребята, а вы хотите покормить птиц? Вот у нас есть кормушка: предлагаю взять по птичке и её любимое лакомство и наклеить на кормушку.

(Дети берут карточку с изображением птицы и корма и располагают рядом с птицей на панно) .

(Примерные ответы детей: Я дам синичкам сало. Я накормлю снегиря ягодами рябины. Я накормлю голубя зёрнышками и т. д.)

Воспитатель: - Молодцы, ребята, всех птичек накормили. Пора возвращаться в детский сад. Надевайте лыжи и покатили.

3. Рефлексия:

Воспитатель:

Ребята, где мы сегодня побывали?

Что нового и интересного вы сегодня узнали? (Ответы детей) .

Что вам понравилось сегодня делать больше всего? (Ответы детей) .

Как мы можем заботиться о птицах? (Ответы детей) .

Конспект прогулки

в средней группе

по теме:

«Перелетные и зимующие птицы»

Подготовил: воспитатель первой категории Кинжалова И. В.

Цель: развивать двигательную активность детей; продолжать знакомить с многообразием птиц.

Задачи:

- расширять представления о зимующих и перелетных птицах;

Уточнить представления об изменениях образа жизни птиц осенью;

Воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам;

Разучить новую подвижную игру «Голуби»

Выходя из д\с дети строятся парами. Назначаются ответственные за спортивный выносной инвентарь (обручи, скакалки, мячи, мешочки для метания)

Парами дети приходят на свой участок, аккуратно ставят инвентарь, чтобы он не мешал.

Наблюдение

Дети вместе с педагогом наблюдают за тем, как птицы собираются в стаи, стремительно носятся в воздухе, упражняются в дальнем полете.

В: Ребята, какие изменения в природе происходят осенью? (солнце светит не так ярко, как летом; часто идут дожди. Утром бывают заморозки. Птицы собираются в стаи, улетают на юг)

В: Как вы думаете, почему птицы улетают на юг? (осенью становится меньше корма - ведь насекомых уже нет, земля и водоемы замерзают, а растения засыхают. Теперь птицам нечем питаться и они вынуждениы покинуть нас до весны)

В: Как называются птицы, которые улетают осенью в теплые края?

В: Почему не все птицы улетают на юг? (не вс е птицы едят насекомых, есть птицы, которые питаются семенами растений. Но они вынуждены прилетать поближе к людям, надеясь, что они их покормят)

В: Как называются птицы, которые остаются зимовать?

Художественное слово

В: В народе есть много примет и поговорок, а так же пословиц о птицах. Давайте их вспомним.

Приметы:

Осенью птицы летят низко - к холодной зиме;

Птицы поздно улетают - к теплой зиме;

Вороны летают стаями и много каркают - к дождю;

Птицы запели в дождь - к ясной погоде

Пословицы и поговорки:

И птица чует, что холодно будет;

Гуси летят - зимушку на хвосте тащат;

Осенняя пора - птицы со двора;

Покорми птиц зимой - послужат тебе весной;

Всякая птица своим пером гордится

Загадки

В: Предлагаю проверить - знаете ли вы птиц?

(Детям, отгадавших загадку, надевается шапочка с изображение отгаданной птицы)

На шесте - дворец,

Во дворце - пивец,

А зовут его - …(скворец)

Черный, проворный,

Кричит «Крак!», червякам - враг (грач)

Кто на елке, на суку

Счет ведет «ку-ку, ку-ку» (кукушка)

Как лиса среди зверей - эта птица всех хитрей,

Прячется в зеленых кронах, а зовут ее… (ворона)

В серой шубке перьевой и в морозы он герой,

Скачет, на лету резвится. Не орел, но все же птица. (воробей)

Никак ей не сидится - все хвастает

Своим синим сюртуком

И шапочкой синей гордится. Кто же это? (синица)

В: Посмотрите, сколько птичек прилетело к нам в гости!

В: Птички, вы останетесь сегодня с нами? А чем бы вы хотели с ребятами заняться? (подвести детей к тому, то они хотят поиграть)

Подвижные игры

«Птички, в гнездышки»

По команде «Птички летают» - все дети изображают птиц. По команде «Птички, в гнездышки!» - дети разлетаются по своим гнездам - забегают в обручи.

Птички в гнездышках сидят

И на улицу глядят.

Погулять они хотят

И тихонько все летят!

«Совушка»

Совушка-сова, большая голова

На суку сидит, головой вертит,

Во все стороны глядит,

Да как полетит!

«Голуби»

Выбирается ястреб и хозяйка. Остальные дети - голуби. Ястреб становится в стороне, хозяйка гонит голубей «Кыш-кыш». Голуби разлетаются, а ястеб их догоняет. Затем хозяйка зовет голубей «Гули-гули». Голуби слетаются к хозяйке. Тот, кого поймал ястреб - становится ястребом, а прежний ястреб - хозяйкой.

Индивидуальная работа

Совершенствовать прыжки с продвижением вперед

Метание мешочков с песком вдаль

Упражняться в лазании по шведской стенке

Совершенствовать умение подбрасывать и ловить мяч двумя руками

Самостоятельная деятельность детей

Игры с выносным материалом. С\р и гра «Магазин»

Трудовая деятельность

Вспомнить о том, что не все птицы улетают на юг. А с наступлением холодов, зимующим птицам все труднее добывать себе пищу. Как мы можем им помочь? (повесить на участке кормушки).

Дети развешивают кормушки, сделанные вместе с родителями.

Скоро снегом покроются лес и поля,

Будет спать под сугробами крепко земля.

Ищут, ищут птицы,

Чем бы поживиться.

На долгую зиму в нашем саду

Мы приготовим для птичек еду.

Уборка инвентаря, складывание выносного материала. Построение.

Опытно-эксперементальная деятельность

В: Ребята, посмотрите, какая боьшая лужа у нас на участке. Расскажите, какая она? Как вы думаете, а она всегда останется такой? Может мы это проверим? Предлагаю положить на нее обруч - помещается она в него? Давайте проверим, будет ли она меняться изо дня в день… (Результаты наблюдений заносятся в дневник наблюдений. В итоге детям предлагается сделать вывод - почему лужа пропала?)

Вита Старостина
Конспект открытого интегрированного занятия по теме «Перелетные птицы» в средней группе детского сада

Тема : «ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ »

Цели и задачи.

1.) Дать представление о диких перелетных птицах , познакомить с их внешним видом, образом жизни.

2.) Закладывать основы экологического воспитания.

3.) Активизировать наблюдательность.

4.) Расширять словарный запас, развивать связную речь.

5.) Закреплять в речи предлоги : на, в, к, около, над, под.

6.) Активизировать употребление в речи имен существительных единственного и множественного числа в винительном падеже.

7.) Развивать слуховое и зрительное внимание, логическое мышление.

8.) Учить сочетать речь с движениями (мелкими и общими) .

Материалы :

карточки с изображением птиц , маски птиц , разрезные картинки, счетные палочки.

Предварительная работа :

Беседы о птицах , наблюдение за птицами , чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах , рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Ребята, какое сейчас время года? (Весна) . А весной солнышко ярко светит, птички поют! Но наше солнышко почему-то спит, может поэтому и не слышно, пения птиц . Давайте разбудим солнышко потешкой. Оно вас услышит и обязательно проснется.

Солнце ясное покажись, (Руки вытянуты вперед .)

Солнце красное нарядись.

Платье алое надень (Девочки берутся за юбку, мальчики – руки на пояс.)

Подари нам красный день. (Хлопают в ладоши.)

Переворачиваем солнышко .

Солнышко проснулось. Тепло на улице стало. Весна пришла. Настроение у нас поднялось. (Слышится пение птиц ) .

2. Основная часть.

Ребята, а это что за звуки такие, кто поет? (Птицы )

А откуда они появились? (Солныщко нашу потешку услышало, весна пришла, и птички домой с юга прилетели).

Ребята, сейчас я вам загадаю загадки про птиц , а вы попробуйте отгадать, о каких птицах говорится в загадках :

Кто без нот и без свирели

Кто же это?. (Соловей.)

Кто прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины (Ласточка) .

Всех перелетных птиц черней ,

Чистит пашню от червей. (Грач) .

Есть на дереве дворец,

Во дворце живет певец

Он не лает, не кусает,

Сад фруктовый охраняет. (Скворец) .

Как называются эти птички одним словом, Алиса? (Перелетные ) . А почему их так называют? (Становится холодно, пропадают насекомые и птицы улетают в теплые края)

Миша, каких перелетных птиц ты знаешь ? (Грач)

А ты, Артем? (соловей)

(скворец, ласточка, соловей, журавль, жаворонок)

Назовите перелетных водоплавающих птиц ? (Гуси, утки) Почему они называются водоплавающими?

Посмотрите на наши картинки. На них изображены птицы . Все они такие разные! Лебедь, например, белая, грач черный, утка коричневая. Но что у них общее? (Тело птиц покрыто перьями , у всех птиц есть туловище , голова, хвост, клюв, лапы)

Ребята, вы уже знаете, что я немножко волшебница. На ваши дни рождения я могу наколдовать вам подарок. А сейчас я вас понарошку превращу в птичек. Встаньте, пожалуйста, рядом со своими стульчиками и повторяйте за мной.

Физминутка «Птицы »

Мы загадку отгадаем

И о ком она узнаем (хлопаем в ладоши) .

Есть и лапы, и глаза (показать на ноги, глаза,

Туловище и голова.

Грудь, спина,

Хвост, живот,

Два крыла и клювик-рот (помахать руками и рот вытянуть трубочкой) .

Ей на месте не сидится. (Качают головой)

Отгадали? Это птица ! (Взмахнуть руками и подпрыгнуть)

Молодцы! А теперь я вас превращаю обратно в детишек! Садитесь на свои стульчики.

Ребята, а где живут птицы ? Как называется птичий домик? (Гнездо) .Из чего птицы его делают ? (Из веток, мха, глины)

А вот этот домик вам знаком (Скворечник) Кто его сделал? А кто в нем живет?

Как вы думаете, в скворечнике могут жить только скворцы? (нет, но и другие маленькие птицы .)

А вы знаете, почему люди жилища для скворцов развешивают на деревьях около своих садов и огородов? (Скворцы охраняют сады и огороды от вредных насекомых.)

Что птицы откладывают в свои гнезда? (Яйца.)

Что потом будет с яйцами? (Из них вылупятся птенцы.)

Птенцы маленькие и беспомощные, они будут пищать и просить есть.

Что будут делать птицы-родители ? (Кормить своих птенцов.)

Я предлагаю вам поиграть в игру «Птенчики» .

Вы будете птенчиками, а я мамой-птицей .

Сделайте свой ротик клювиком : вытяните губки вперед в виде трубочки , как при произнесении звука (У) . А теперь откройте ротик широко , как будто вы просите у мамы-птички еды. Мама птенчиков накормила, они сыты, клювики их закрыты. Теперь птенчики опять проголодались, просят еды… и т. д.

Молодцы! А теперь немножко поиграем с мячом.

Игра «Один-много» .

Соловей…. соловьи

Журавль…журавли

Грач….грачи

Ласточка…ласточки

Скворец…скворцы

Лебедь….лебеди

Утка…утки

Жаворонок….жаворонки

Гусь… гуси

Стриж…стрижи

Игра «Собери птицу » .

Зрительная гимнастика

В небе жаворонок пел,

Колокольчиком звенел (глаза вверх) .

Порезвился в вышине,

Спрятал песенку в траве (глаза вниз)

Тот, кто песенку найдет,

Будет счастлив целый год (моргание глазами) .

Аппликация «Скворечник» .

О ком мы разговаривали сегодня? перелетных птицах )

Каких перелетных птиц вы запомнили ?

Как называется птичий домик? Что вам понравилось сегодня?

В продолжение темы:
Культура

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.comПодписи к...

Новые статьи
/
Популярные