Формирование у ребенка творческого мышления. Как развивать творческое мышление у детей? Особенности творческого мышления дошкольников

Дети, которые учатся в первых классах, получают основные умения, знания, навыки. От того, насколько профессионально подходит к своей работе педагог, а также от родительского внимания, старания зависит успех малыша в общем процесс . Немаловажно значение имеет творческое мышление. Оно не появится просто так. Даже, если ребенок ваш творческий, его навыки нужно постоянно развивать. Что нужно делать? Какие методы использовать?

Понятие творческого мышления

Стоит отметить, что процесс мышления является одним из видов психической деятельности. А вот творческое мышление считается умением не только познавать, но и решать нестандартный задачи. В течение длительного времени считалось: творчество не требует развития. Современные психологи еще спорят над этим вопросом.

Американский исследователь Д. П. Гилфорд уже давно изучает познавательную деятельность. Именно он смог определить черты, характерные для творческого мышления:

  • Беглость – ребенок способен быстро создавать разные интересные идеи, вносит предложения.
  • Гибкость – дитя использует разные подходы в конкретной ситуации.
  • Оригинальность – умение применять старое в новой ситуации.
  • Структуризация и точность. Дитя логично выстраивает будущее решение.

И. Лернер уверен, что кроме творчества, ребенок должен уметь комбинировать разные методы для выполнения конкретной задачи. Стоит отметить, творческое мышление – это необязательно написание произведений, картин, музыки. – высшая форма познавательной деятельности.

Основные свойства

Творчество в зависимости от возраста имеет свои свойства:

  • Интенсивность. Если школьник любознательный, он будет достигать отличных результатов.
  • Пространственно-временные характеристики. Дитя может распространить свои мысли на любой период.
  • Интермодальность – умение привычный объект переосмыслить по-другому.

Творческий процесс имеет свои этапы:

  • Собирается вся необходимая операция.
  • Нужно внутренне подготовиться, при этом ученик не должен рационально решать задачу, у него включается подсознание.
  • Появляются интересные решения, идеи.

Особенности творческого мыслительного процесса

В зависимости от конкретного вида выбирается метод, инструменты у школьников. Важно учитывать, маленькие дети:

  • Имеют недостаточно опыта.
  • Не овладевают специальными навыками мыслительного процесса.

К особенностям творческого мышления относится:

  • Бесконтрольность над разумом.
  • Бессознательность.
  • Связь с разными мыслительными видами.
  • Внезапность.

Если сравнивать с другими видами мышления, творчество – умение переносить одни умения, знания на вовсе другие аспекты жизни. Конечно, младшие школьники не сразу могут определить новую проблему в старом предмете, выстроить определенный алгоритм. Здесь нужна мотивация для достижения, чтобы ученик захотел добиться положительного результата.

Из чего состоит творческое мышление?

Для решения нестандартной проблемы необходимы определенные элементы. С помощью специальных упражнений можно организовать мыслительный процесс ученика. К основным элементам относятся:

  • Логическое выстраивание символов, чисел, объектов.
  • Выделение основных черт, описывающих предмет для переноса на другие.
  • Рациональное и ясное решение.
  • Отличная в первых классах.
  • Воображение, умение фантазировать – это характерно не для всех деток.

Младшие школьники имеют отличный творческий потенциал. К сожалению, он раскрывается не всегда. Потенциал имеет такие особенности:

  • Способности к творчеству, отлично развитый уровень интеллекта.
  • Личностный свойства ученика – эмоциональность, мотивация, терпение, сила воли.

Учителя и родители для развития творческого мышления должны обязательно брать во внимание:

  • Индивидуальное развитие каждого ребенка.
  • Психологические черты.
  • Насколько развиты способности.
  • Эмоциональную сферу всего класса.

Важно! Чтобы у школьников получилось развить творческие навыки, учитель должен сам иметь их.

Учителя и родители обязаны:

  • Все сделать, чтобы ребенок лучше рассуждал, находил выход из ситуации.
  • Настраивать, что ошибки при решении задач могут быть.
  • Создавать определенный алгоритм.
  • Развивается память, логическое мышление, фантазию, внимание.
  • Создать условия, чтобы ребенок лучше учился, умел слышать окружающих.
  • Постепенно усложнять задания.
  • Помогать ученику сделать правильный выбор.

Все занятия должны иметь нестандартный ход. Можно подключить разные формы, с помощью которых быстрее будет усваиваться материал. Младшие школьники должны проявлять интерес к экскурсии, олимпиаде. Наглядность помогает быстрее усвоить знания:

  • Развивает память.
  • Улучшает мозговую деятельность.
  • Помогает ускорить мыслительный процесс.
  • Развивает координацию.

Отмечаем, творческое мышление дает возможность быстрее развить успеваемость. Это ключ мотивации для проблемного ребенка.

Методические приемы для детей

Психологи и педагоги советуют использовать:

  • Мозговой штурм, особенно, когда изучают новую тему.
  • Мозговая атака может быть парной, индивидуальной и групповой.
  • Выстраивание логических цепочек.

Какие проблемы могут возникнуть?

Как правило, не все проходит гладко. Чаще всего возникают такие распространенные проблемы:

  • Потеря контакта между учениками и учителем.
  • Обучение по шаблону, которое развивает только механическую память.
  • Низкая оценка за творческие задания.
  • Мало практики, больше теории.
  • Использование стандартных методов обучения. Например, индивидуальные задания – рефераты.
  • Большое количество заданий – нельзя слишком перегружать дитя.

Таким образом, творческое мышление не должно быть в виде прямых указаний. Здесь нужно найти свое направление, не забывая учитывать возраст, особенности развития ребенка. Если вы поставите четкую для себя цель, у вас обязательно все получится!

Как вырастить ребенка креативным?

Под креативностью психологи понимают способность видеть вещи в новом и необычном свете и находить уникальные решения проблем. Креативность является полной противоположностью шаблонному мышлению. Она уводит в сторону от банальных идей, привычного взгляда на вещи и рождает оригинальные решения.

Исследователи интеллекта давно пришли к выводу о слабой связи творческих способностей человека со способностями к обучению и интеллектуальными способностями. В творческой активности важную роль играют особенности темперамента, способность быстро усваивать и порождать идеи и т. п.

Творческие способности могут проявляться в различных видах деятельности. На волнующий многих родителей вопрос, можно ли их развить, можно ли обучить креативности, психологи отвечают: да. Это связано с тем, что дошкольный возраст является очень восприимчивым, пластичным, здесь появляется такая психическая функция, как воображение. Другими словами, возраст от трех до семи лет наиболее благоприятен для развития креативности.

Креативность делает процесс мышления увлекательным и помогает находить новые решения старых проблем.

Способов развития креативности множество, и в первую очередь у родителей. В пользу того, что именно мама и папа могут лучше всего организовать процесс творческого развития ребенка, говорят следующие факты:

Ребенок высоко ценит общение с родителями, которые являются для него авторитетами;
- родители хорошо знают своего ребенка и потому подбирают те возможности развития, которые понравятся малышу и будут ему интересны;
- творческая деятельность - один из самых продуктивных вариантов времяпрепровождения взрослого и ребенка;
- внимание мамы или папы целиком посвящено ребенку, тогда как воспитатель старается распределить его равномерно между всеми детьми в группе;
- эмоциональный контакт со значимым взрослым доставляет малышу особые впечатления радости совместного творчества;
- у ребенка формируется представление о родителе как о человеке, с которым интересно быть вместе;
- мама и папа выбирают, как правило, разные средства для развития ребенка, а потому творческий опыт малыша, который он получает в семье, умножается вдвое.

Прежде чем мы покажем, какими способами можно развивать креативность, приведем небольшую историю, герой которой обладает явно выраженной способностью к творчеству.

Во время Первой мировой войны некому мистеру Хэрригану жена прислала отчаянное письмо. "Похоже, во всей Ирландии не осталось ни одного трудоспособного мужчины, - писала она, - и мне приходится самой вскапывать сад". В ответ Хэрриган написал: "Не вскапывай сад. Там зарыто оружие". Письмо было вскрыто цензурой, в дом жены нагрянули солдаты и перекопали весь сад до последнего дюйма. "Не знаю, что и думать, дорогой, - написала миссис Хэрриган мужу, - пришли солдаты и перерыли весь наш сад". - "Теперь посади картошку", - ответил Хэрриган.

Мистер Хэрриган избрал неожиданный, нестандартный ход, просчитав предварительно последствия своих действий. И, как видим, не прогадал. В то же время собственно в действиях нет ничего необычного: он просто написал жене письмо.

При развитии творческих способностей ребенка материалом служат, как и в приведенном примере, самые разные - и в большинстве случаев обычные - окружающие вещи. Очень важна способность находить разные пути поиска решения, рассмотреть явление или предмет с разных сторон и т. д. Приведем несколько возможных занятий с ребенком.

Задачи и упражнения для развития творческого мышления

Предлагаемые в этом разделе занятия направлены на развитие у детей общих приемов творческого мышления, не привязанных к конкретному учебному предмету. В то же время они могут быть использованы и для активизации творческого мышления применительно к различным содержательным областям, традиционно изучаемым в дошкольных учреждениях.

Упражнение

Цель: развитие творческих способностей с помощью активизации фантазии.

1. Расскажите детям следующую историю.

Однажды маленький мальчик шел из школы домой. Ступая по тротуару, он очень внимательно смотрел себе под ноги, чтобы быть уверенным, что не наступает ни на одну букашку. Это был очень добрый мальчик. Он не хотел никому причинять вреда. Неожиданно он остановился. Прямо у его ног лежала, сверкая в лучах солнца, абсолютно новая монета.

"Ух ты!" - воскликнул мальчик и поднял монету. "Сегодня, должно быть, счастливый день", - подумал он. А монета была действительно очень красивой: на одной ее стороне было изображено дерево, а на другой - диковинная птица. На самом деле это была волшебная монета, но мальчик, конечно же, об этом не знал. Как только он опустил монету себе в карман, он почувствовал что-то весьма странное. Ему показалось, что он становится все меньше и меньше, и это чувство не покидало его, пока он не сделался совсем крошечным человечком.

2. Спросите ребенка: "Если бы ты был(а) этим маленьким мальчиком, о чем бы сразу подумал (а)?"

3. Продолжите таким образом: "Ты предложил(а) очень интересные догадки, сейчас я расскажу о том, что же подумал наш мальчик на самом деле. Мальчик начал думать прежде всего о том, как же он теперь будет добираться домой. Но так как в этой истории ничего не говорится о том, что предпринял этот мальчик, ты можешь рассказать об этом сам(а). Итак, каким образом он может добраться до своего дома? Не забудь, что мальчик очень маленького роста".

4. Задайте вопрос относительно последствий, с которыми может столкнуться наш герой, вообще человек, имеющий такой рост. Постарайтесь заинтересовать ребенка и получить от него максимальное количество ответов. Советуем вам воспользоваться следующими вопросами (хотя можно придумать и свои собственные).

Что произойдет, когда мальчик попадет домой? Что подумают его родители? Что подумают его братья и сестры, а также его собака и кошка?
- что изменится, когда он будет есть?
- какую разницу он почувствует в ночное время и когда проснется утром?

Принимайте все ответы, несмотря на то что некоторые из них могут показаться нелепыми.

5. Продолжите рассуждение: "Ты высказал(а) достаточно много интересных предположений. А теперь подумай, как будут обстоять дела мальчика в детском саду?"

Предоставьте ребенку две попытки для высказывания. Имейте в виду, что для того, чтобы соответствовать критерию, ребенок должен назвать минимум два предположения.

6. Неожиданный поворот событий. Напомните ребенку о содержании рассказанной вами истории. Затем скажите: "Итак, после того как мальчик стал маленьким, прошли целые дни и ночи. И он решил опять стать таким, каким был раньше".

Прервитесь на минутку и попросите ребенка высказать предположения относительно того, как мальчик сможет этого добиться. Постарайтесь стимулировать его на высказывание самых разнообразных соображений. Продолжите так: "Мальчик решил положить волшебную монету обратно на тротуар в надежде снова вырасти и стать прежним. Он положил монету вверх той стороной, на которой было изображено дерево. В тот момент, когда монета коснулась земли, мальчик почувствовал, что становится все больше и больше. Но волшебная монета не знала, какого роста должен быть нормальный мальчик, а потому он рос, пока его рост не стал больше высоты потолка в этой комнате".

Попросите детей перечислить проблемы, с которыми может столкнуться человек, имеющий такой рост. Постарайтесь сделать так, чтобы ответов было как можно больше.

7. Заключение. "Ясно, что мальчику не хотелось быть великаном, точно так же как не хотелось быть совсем крошечным. Он очень хотел быть обычным мальчиком его возраста".

Снова прервитесь на некоторое время и предложите ребенку высказать свои соображения по поводу того, как мальчик сможет это сделать.

"В нашей истории мальчик решил снова вернуться на то место, где он нашел волшебную монету. На этот раз он положил ее на землю той стороной вверх, на которой была изображена птица. Как только он это сделал, он почувствовал, что быстро уменьшается в размерах. Вдруг настал момент, когда он перестал уменьшаться. Он оглянулся вокруг и заметил, что снова стал обычного роста".

В заключение попросите ребенка высказать свое предположение о том, чем, по его мнению, закончилась эта история.

Таким образом, разбив небольшую историю на несколько сюжетных этапов, можно стимулировать ребенка к поиску самых разных путей развития ситуации. Если вы занимаетесь с несколькими детьми, выслушивать нужно каждого, даже если оригинальность и логичность одного ребенка, допустим старшего, очевидна. В такого рода творческих играх могут принимать участие и взрослые члены семьи: например, если ведущим выступает мама, папа и ребенок могут посоревноваться в необычности предлагаемых решений.

Старайтесь из любого, даже на первый взгляд ординарного факта создать интересную логическую цепочку. Варите на кухне суп? Спросите ребенка, а что будет, если сломается плита? Если не убавить огонь? Не посолить? Старайтесь, чтобы ответ ребенка был лишь основанием для следующего вопроса в логической цепочке.

Логическую цепочку можно нарисовать. Нередко дети задают вопрос "Что мне еще нарисовать?" Обратитесь к первому рисунку, придумайте сюжет и его продолжение. Ребенку интересно самому создавать истории, которые к тому же можно не раз посмотреть, показать другим.

Стимулируя ребенка к поиску нестандартных решений, родители создают своего рода задел для развития творческих способностей в самых разных областях.

В качестве примера способов развития творческого мышления приводим небольшую схему-вопросник (табл. 1).

Таблица 1. Активизация творческого мышления в различных видах деятельности.

Деятельность

Примерные вопросы и задания

Познавательная

1) общие сведения

2) сведения о людях, предметах и явлениях

3) математика и логика

1) Расскажи о всех возможных вариантах использования воды. Постарайся назвать максимальное количество предметов, работающих на электричестве.

2) Назови всех людей, которые помогают нам совершать путешествия, предохраняют нас от заболеваний, обеспечивают всем необходимым для жизни, строят для нас дома и т. д.

3) Подумай, что общего у следующих (показать ребенку, каких именно) предметов (форма, цвет, размер и т. д.). Назови предметы, которые существуют парами. Сколько, по-твоему, мячей вместится в корзину? Дай столько фигурок, сколько лап у кошки и т. д.
Что будет, если исчезнут все зонтики? А если перестанет идти дождь?
Составь историю про мячик, зайчика и солнце.
Как можно использовать пустые коробки, бумажные пакеты, кусочки цветных мелков, стружки от карандашей и т. п. ?

Речевая Опиши, как выглядит попавший на Землю инопланетянин, во что одет, какой у него корабль и т.д.
Расскажи историю о том, что бы ты увидел(а), если бы прокатился(лась) по радуге: что видно сверху, какие ощущения - радостно или страшно, кого хотел(а) бы с собой взять и т. д.
Превратись в маму (папу и т. д.). Как ты будешь теперь разговаривать? Попроси меня о чем-нибудь, будто ты воспитатель.
Представь, что ты телеведущий(ая) программы о животных. Что ты можешь рассказать зрителям?
Творческая 1) музыка

2) художественное творчество

1) Попытайся извлечь самые разные звуки из имеющегося музыкального инструмента.
Как ты думаешь, о чем может рассказать эта мелодия? Какая она - грустная или веселая? Хочется танцевать или прыгать, двигаться на цыпочках или просто полежать?
Прохлопай ритм мелодии. Подумай, каким из известных героев (книг, мультфильмов) подошла бы эта музыка. Почему?

2) Построй дом для воображаемого существа из имеющегося материала (щепки, тряпочки, картон, пластилин и т. п.).
Нарисуй птичку акварелью, гуашью, восковыми мелками. Слепи ее из глины и раскрась. Попробуй сделать такую же из пластилина. А теперь аппликацию из картона и цветной бумаги.
Вот фигура. Дорисуй ее так, чтобы она на что-то походила.
Вот несколько одинаковых шариков из пластилина, нитки, спички, пуговки, сухие веточки. Что можно сделать, чтобы ни один шарик не походил на другой?

Коммуникативная Предложите ребенку сделать небольшую покупку, оплатить проезд в транспорте, ответить на вопрос соседки.
Смоделируйте ситуацию, к примеру, вы - пациент, ребенок - врач. Разыграйте ее.
Разрешите вашему ребенку познакомиться с незнакомыми детьми (в зоопарке, театре, кафе и т. д.)

Расшифруем несколько разделов.

Математика. Развитие математических навыков представляет собой умение анализировать, синтезировать, классифицировать, обобщать и оценивать. С детьми можно проводить следующие упражнения.

1. Помогите ребенку проследить применение математических понятий на практике. Например, попросите его подсчитать, сколько осталось дней до какого-либо интересного и значимого для него события, к примеру до поездки за город. Вы можете спросить, хватает ли салфеток для всех сидящих за столом. Процесс приготовления пищи также дает возможность практичного применения математических знаний (отмеривание исходных продуктов при помощи чашек, чайных ложек и т. п.).

2. Организуйте дома импровизированный магазин. Предоставьте ребенку решать, что продавать, какие устанавливать цены, как регистрировать закупки и т. д.

Анализ

3. Предложите детям несколько задач (головоломок) на классификацию геометрических фигур по цветам и размерам. Попросите нарисовать (или указать) фигуру треугольника, которая должна идти при следующей последовательности: треугольник - круг - квадрат - треугольник - круг - квадрат - треугольник - ...

4. Попросите детей выстроить жестяные банки по высоте. Затем заполните эти банки различным материалом и попросите детей поставить их в порядке возрастания веса.

Синтез

5. Предложите ребенку изобрести новую геометрическую фигуру и дать ей название.

6. Скажите ребенку, что как будто какой-то грабитель похитил все имеющиеся в городе часы. Каким образом можно следить за ходом времени, пока в городе не будут установлены новые часы?

Оценка

7. Чем лучше отмерить компоненты, входящие в шоколадный кекс: муку, воду, соль, сахар, ванилин, какао - измерительными ложками или чашками?

Речь. Искусство владения языком включает умение слушать и общаться (в устной форме), а в более старшем возрасте - читать. Развитие речевых навыков можно стимулировать отгадыванием загадок, чтением стихов, народных легенд и сказок, рассказов и т. д. Следующее упражнение дает представление о некоторых методах развития навыков в этой области.

Практическое применение знаний

1. Придумайте предложения, в которых опущено последнее слово. Предложите ребенку закончить фразу словом, подходящим по смыслу. Например: "Я хочу носить...", или "Мой любимый цвет...", или "Петя бросил...". Более сложной разновидностью этого упражнения будет задача подобрать подходящие слова в середине или в начале фразы. Например: "...ехал на велосипеде" или "Даша... ее маленького брата".

2. Поставьте перед детьми задачу назвать рифмующиеся слова, например, со словом "машина". Затем попросите их придумать стихотворение, содержащее эти слова.

Анализ

3. Предложите ребенку составить связный рассказ по картинкам. Затем поменяйте картинки местами. Поставьте перед ребенком задачу расположить их в первоначальном порядке.

Синтез

4. Предложите ребенку представить себе, что он самый лучший повар на свете и должен выступить в телевизионной передаче, чтобы продемонстрировать способы приготовления самых изысканных блюд. Правилами этой игры предусмотрено, что дети могут пользоваться любым необходимым им подсобным материалом.

5. Выдайте ребенку четыре не связанных между собой по смыслу картинки. Попросите его сгруппировать их так, чтобы получился рассказ.

6. Предложите детям придумать окончания историям, прослушанным по магнитофону.

Оценка

7. Покажите ребенку репродукции наиболее известных произведений живописи и графики. Попросите высказать и обосновать свое отношение к той или иной картине, назвать произведение, которое им понравилось больше всего. Если представлены работы разных художников, попросите детей назвать художника, произведения которого понравились больше других, а затем обосновать свой выбор.

Наука. Способности к научной деятельности включают в себя умение наблюдать, классифицировать, экспериментировать и выдвигать гипотезы. Что касается дошкольного образования, то наиболее распространенными темами, изучаемыми на этом уровне, являются органы чувств, воздух, вода, времена года, погода, простейшие законы природы, насекомые, растения и животные.

Практическое применение знаний

1. Расскажите ребенку о каком-либо животном, например о змее. Попросите дать ответы на следующие вопросы: чем бы ты кормил(а) змею? Какое бы выстроил(а) для нее жилище? Где бы стал(а) искать змей?

2. Покажите ребенку, как изготавливаются простейшие весы. Для этого возьмите длинную плоскую пластину, например деревянную линейку или деталь конструктора, и положите ее на точку опоры. Объясните, как можно уравновесить два предмета. Затем предложите самостоятельно провести эксперимент, помещая разное количество грузов на оба конца доски.

Анализ

3. Дайте ребенку пипетку, две банки подкрашенной воды, лист вощеной бумаги и увеличительное стекло. Предложите поближе ознакомиться с этими предметами, затем попросите объяснить, что произойдет с водой при попадании ее на вощеную бумагу? Что произойдет с двумя каплями воды разного цвета при соприкосновении друг с другом? Что произойдет с водой, если она попадет на руку?

4. Помогите ребенку отыскать муравейник и исследовать его с помощью увеличительного стекла. Рассыпьте хлебные крошки вблизи муравейника и попросите ребенка высказать предположение о том, как будут вести себя муравьи. Увидев, что муравьи проложили путь к крошкам, спросите, что они будут делать, если на их пути поместить камень или смыть часть пути водой.

5. Дайте ребенку несколько дождевых червей, воду, землю, темную и светлую бумагу, увеличительное стекло и фонарик. Попросите его взять на себя обязанность заниматься червями в течение нескольких дней, за время которых необходимо приобрести навык обращения с ними. Убедившись в том, что дошкольник имел достаточные возможности для наблюдения за поведением червей, можно задать ему следующие вопросы: что делают черви на свету? Как они реагируют на воду? Как можно определить, где находится хвост, а где голова червя? Дайте ребенку возможность высказывать все свои соображения по результатам наблюдения за червями.

Б Попросите вашего ребенка вырастить семена люцерны, погружая их в жидкость с вечера и накрывая мокрым полотенцем. Дайте ребенку задание фиксировать процесс прорастания семян (например, нарисовать). Попросите его описать все изменения, происходящие в процессе роста растения. Вместо семян люцерны можно использовать семена других растений и злаков.

Синтез

7. Попросите ребенка представить себе, что коровы потеряли голос и не могут мычать. Спросите, каким образом в этом случае коровы будут общаться друг с другом.

8. Поставьте перед дошкольником задачу получить краски новых цветов путем смешивания. В виде исходных материалов могут быть использованы не только масляные краски, но и подкрашенная вода, пластилин и пр.

9. Предложите изобрести новое фантастическое существо, нечто среднее между насекомым, млекопитающим и рыбой. Попросите описать это новое творение: чем оно питается, где живет, как передвигается и т. д. Затем попросите изобразить его на бумаге.

Оценка

10. Попросите ребенка назвать свое любимое блюдо и рассказать, почему он любит это блюдо больше других. Темой для рассказа могут быть любимые животные, рыбы, насекомые, растения и т. д.

11. Предложите ребенку представить себе, что он при помощи волшебства может превратиться в машину или животное. Спросите его, какой вариант он бы предпочел и почему.

Работая в рамках данных упражнений, вы сможете определить, как постепенно изменяется уровень развития творческого (креативного) мышления у вашего ребенка.

Коммуникативная сфера. В заключение мы приведем несколько рекомендаций относительно того, как развивать творческие способности ребенка в сфере общения.

1. Предложите ребенку попробовать свои силы в разных ролях: стюардессы (стюарда) и официанта, парикмахера и воспитателя, продавца и покупателя и т. д. Как он справляется с провокационными ситуациями? Какой находит выход при общении с нестандартными пассажирами (покупателями и т. д.)?

2. Предложите первому отвечать на телефонные звонки. Поблагодарите, если он хорошо справляется с обязанностями диспетчера.

3. Попросите самостоятельно объяснить продавцу, какую игрушку (или продукт) нужно достать с полки магазина.

4. Перед днем рождения предложите позвонить бабушке и дедушке, друзьям и т. д. и пригласить их на праздник.

5. Пусть ребенок рассказывает по понедельникам воспитателю, как прошли выходные. Делиться интересными событиями можно каждое утро.

Если ребенок не испытывает трудностей в общении, ему, как правило, не сложно адаптироваться к школьной жизни, к процессу учебной деятельности. И чем выше уровень его творческих способностей, тем больший интерес будет вызывать каждая возможность общения.

Итак, возможностей для развития творческих способностей у родителей немало. Ребенок будет играть в любую игру, предложенную взрослыми, если она ему по силам, соответствует его уровню знаний и навыков и дает возможность достичь большего.

Современному обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.

Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, продуктивной. Это возраст, когда проявляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность).

Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в дошкольном возрасте является формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления. Так как развитие именно этих качеств делает мышление гибким, оригинальным и продуктивным.

Ассоциативность – это способность видеть связь и сходные черты предмета и явлений на первый взгляд не сопоставимых. Благодаря развитию ассоциативности мышление становится гибким и оригинальным.

Сформулировать противоречия и найти способ его разрешения позволяет диалектичность мышления. Диалектичность – это способность видеть в любых системах противоречия, мешающие их развитию, умение устранять эти противоречия, решать проблемы. Диалектичность является необходимым качеством творческого мышления.

И еще одно качество, формирующее творческое мышление – системность. Системность – это способность видеть предмет или явление как целостную систему, воспринимать любой предмет, любую проблему всесторонне, во всем многообразии связей.

Развитию ассоциативности, диалектичности, системности способствуют игры, которые можно использовать в совместной с детьми деятельности.

Игры на развитие ассоциативности мышления

  • Игра «Что на что похоже»

Можно играть с группой или подгруппой детей.

Отгадчики (3 – 4 человека) выходят за дверь, а остальные участники игры договариваются какой предмет будут сравнивать. Отгадчики заходят и ведущий начинает: «То, что я загадала похож на…» и дает слово тому, кто первый нашел сравнение и поднял руку. Например: бант может быть ассоциирован с цветком, с бабочкой, винтом вертолета, с цифрой 8, которая лежит на боку. Отгадавший выбирает новых отгадывальщиков и предлагает предмет для ассоциации.

  • Игра «Словоассоциации»

Взять любое слово, например, батон. Оно ассоциируется:

С хлебобулочными изделиями;

С созвучными словами: барон, бекон:

С рифмующимися словами: кулон, салон.

  • Игра «Волшебные кляксы»

Перед игрой изготавливают несколько клякс: на середину листа выливается немного чернил или туши и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают и теперь можно начинать играть. Участники по очереди говорят, какие предметные изображения они видят в кляксе или ее отдельных частях. Выигрывает тот кто назовет больше вех предметов.

  • Сюрреалистическая игра «Рисунок в несколько рук»

Первый участник игры делает первый набросок, изображает какой – то элемент своей идеи. Второй игрок, обязательно отталкиваясь от первого наброска, делает элемент своего изображения и так далеедо законченного рисунка.

Игры на развитие диалектичности мышления

Игра «Хорошо – плохо»

Вариант №1

Для игры выбирается объект безразличный ребенку, то есть не вызывающий у него стойких ассоциаций, не связанный для него с конкретными людьми и не порождающий эмоций. Ребенку предлагается проанализировать данный объект (предмет) и назвать его качества с точки зрения ребенка положительные или отрицательные. Необходимо назвать хотя бы по одному разу что в предлагаемом объекте плохо, а что хорошо; что нравится и не нравится, что удобно и не удобно.

Например: карандаш.

Нравится, что красный, не нравится, что тонкий. Хорошо, что он длинный, плохо, что он остро заточен – можно уколоться. Удобно держать в руке, но неудобно носить в кармане – ломается.

Вариант №2

Для игры предлагается объект, имеющий для ребенка конкретную социальную значимость или вызывающий у него стойкие положительные или отрицательные эмоции, что приводит к однозначной субъективной оценке (конфеты – хорошо, лекарство – плохо). Обсуждение идет так же, как в варианте №1

Вариант №3

После того как дети научатся выявлять противоречивые свойства простых объектов и явлений, можно переходить к рассмотрению «положительных» и «отрицательных» качеств в зависимости от конкретных условий, в которые ставятся эти объекты и явления.

Например: громкая музыка. Хорошо если утром, быстро просыпаешься и чувствуешь себя бодрым. Но плохо, если ночью – мешает уснуть.

Вариант №4

Когда выявление противоречивых свойств перестанет вызывать у детей трудности, следует перейти к динамическому варианту игры, при котором для каждого выявленного свойства называется противоположное свойство, при этом объект игры постоянно меняется, получается своеобразная «цепочка».

Например: есть шоколад. Хорошо – вкусно, но может заболеть живот; живот болит – это хорощо, можно не ходить в детский сад; сидеть дома – плохо, скучно, но можно пригласить гостей – будет весело и т.д.

Желательно что бы игра «Хорошо – плохо» стала частью повседневной жизни ребенка. Для ее проведения не обязательно специально отводить время. В нее можно поиграть на прогулке, во время обеда, перед сном, во время умывания.

Игры на развитие системности мышления

  • Игра «Теремок»

Детям раздаются картинки с изображением различных предметов: гармошки, ложки, кастрюли и т.д. Кто – то сидит в «теремке» (например: ребенок с рисунком гитары). Следующий ребенок просится в теремок, но может попасть туда, только если скажет, чем предмет на его картинке похож на предмет хозяина. Если просится ребенок с изображением гармошки, то у обоих на картинке изображен музыкальный инструмент и т.д.

  • Игра «Собери фигурки»

Ребенку дается набор геометрических фигур (примерно 5 – 7 фигурок). Заранее изготавливаются 5 – 6 картинок с изображением различных предметов, которые можно сложить из этих фигурок: собачка, домик, машина, лодка и т.д. Ребенок рассматривает картинку, а затем складывает, изображенный на ней предмет из своих фигурок. Предметы на картинках должны быть нарисованы так, чтобы ребенок видел, какая из фигурок где стоит, т.е. рисунок должен быть разделен на детали.

  • Игра «Нелепицы»

Рисуется картинка по любому сюжету: лес, дорога, дом, квартира. На этой картинке допущено 5 – 8 ошибок, т.е. нарисовано так, как на самом деле не бывает. Например: машина с одним колесом, дом без окон, лиса с рогами, кошка с петушиным гребешком на голове. Некоторые ошибки должны быть очевидны, а другие незаметны. Дети несколько секунд рассматривают картинку и называют, что нарисовано неверно.

Елена Упилкова
Развитие креативного мышления детей дошкольного возраста

Тема : «Развитие креативного мышления у детей дошкольного возраста ».

В наше время весьма актуальна проблема разностороннего воспитания человека уже в самом начале его пути, в детстве. Воспитания Человека, в котором гармонично развивалось бы эмоциональное и рациональное начала.

Современное общество предъявляет всё больше требований к личности. И особо чаще наряду с другими качествами, выделяется такое свойство личности, как креативность . Слово «креативность » сегодня у многих на устах. Данный термин ввел американский психолог Элис Пол Торенс (слайд 2, это слово употребляют не только специалисты, причастные к искусству и культуре, но и представители бизнеса, предпринимательства, управления и многих других профессий. Понятие «креативность » стало неотъемлемым компонентом педагогической сферы.

В русском языке слово «креативность » появилось не так давно, и используется оно в основном в отношении новых идей и неожиданных явлений.

(Слайд 3) Креативность - творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора.

«Креативность » - это слово для многих стало синонимом «творчества» , но не стоит спешить обобщать эти понятия.

Творчество - это копать глубоко, смотреть в оба, слышать запахи, смотреть сквозь, протягивать руку в завтрашний день, слушать кошку, петь в собственном ключе.» Дж. Гилфорд. А креативность как это делать при помощи интеллекта и мышления .

Точное их соседство можно выразить схемой. (Слайд 4)

(слайд 5) Американский психолог Абрахам Маслоу утверждал, что креативность - это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики.

На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка, остроумное решение проблемы т. е. способность достигать цели, находить выход из кажущихся безвыходных ситуаций, используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом.

Психологи никак не могут прийти к единому определению термина креативность . Но с уверенностью можно сказать, что креативность является полной противоположностью шаблонного мышления . Психологи единодушны в том, что креативность и интеллект – не одно и то же, но тесно пересекаются. Согласно многочисленным результатам компетентных исследований, не все люди с высоким IQ обладают креативностью .

В широком смысле креативный подход – это умение увидеть обычные вещи с неожиданного ракурса и найти оригинальное решение для типичной проблемы.

Любые креативные наклонности , любая природная тяга к творчеству, требует специальных занятий, которые будут стимулировать ребенка к созданию нового и помогут ему в дальнейшем более полно использовать свой потенциал. Дошкольный возраст это лучший возраст для развития нестандартного мышления . В это время дети учатся использовать свою фантазию и управлять её.

Детям младшего возраста изначально присуща талантливость. Начальный период считается важнейшим в приобщении к прекрасному. Творческие задания способствуют общему творческому развитию личности , что, в свою очередь, воспитывает отзывчивость, художественное воображение, образно-ассоциативное мышление , активизирует память, наблюдательность, интуицию т. е. формирует внутренний мир ребенка.

Существуют психологические инструменты измерения творческого (креативного ) мышления , самый известный в мировой психологической практике - Тест Пола Торренса. Этот тест позволяет оценить степень креативности , как у ребенка так и у взрослого. (слайды 6,7,8,9)

Торренс занимался проблемами человеческого интеллекта, он установил, что креативным личностям свойственно так называемое дивергентное мышление (множество решений одной и той же проблемы) . Обладающие таким типом мышления , при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе креативного мышления , которое характеризуется следующими основными особенностями : (слайд 10)

1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество) .

2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.

3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).

4. Законченность - способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид

Роль взрослого очень важна в процессе развития креативного мышления , т. к. дети сами не в состоянии полностью организовать свою деятельность и оценить полученные результаты. При этом необходимо чтобы педагоги были доброжелательны и терпимы к деятельности ребёнка, умели принимать и спокойно обсуждать даже такие варианты решений, которые на первый взгляд кажутся неполными, абсурдными или невероятными.

Педагог является в креативной практике сценаристом, режиссером и актером-исполнителем. Задача педагога заключается в создании микроклимата и условий для естественного “выращивания” и созревания уникальной растущей личности ребенка.

Мы должны знать, что креативный процесс развития происходит по принципу спирали. На каждом новом “витке” появляются новые качества, но вместе с тем воспроизводятся и старые. Креативное развитие представляет собой систему необратимых качественных изменений личности. Необходимо поощрять ребенка к выдвижению как можно большего количества решений, а затем с ним оценивать качество.

Психологи выделили составляющие креативной деятельности в свете современных научных исследований :

1. Гибкость ума – способность к выделению существенных признаков и способность быстро перестроиться с одной идеи на другую.

2. Систематичность и последовательность – идеи строятся системно и последовательно анализируются.

3. Диалектичность – умение сформулировать противоречия и найти способ их разрешения.

4. Готовность к риску и ответственности за принятое решение.

Все дети, особенно дошкольники любят заниматься искусством. Они с увлечением поют и танцуют, лепят и рисуют, сочиняют музыку и сказки, занимаются народными ремеслами и т. д. Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Дети способны заниматься творчеством не только независимо от места и времени, но, самое главное, независимо от личностных комплексов. Взрослый человек, часто критически оценивая свои творческие способности, стесняется их проявлять. Дети, в отличие от взрослых, способны искренне проявлять себя в художественной деятельности. Они с удовольствием выступают на сцене, участвуют в концертах, конкурсах, выставках и викторинах.

Формирование креативного мышления у ребёнка- дошкольника .

Задача, стоящая перед взрослыми - сформировать у детей следующие умения :

– воспроизводить внешний вид и свойства предмета по памяти;

– угадывать предмет по словесному описанию свойств и признаков;

– воссоздавать внешний облик предмета на основе какой-то его части;

– узнавать в неопределённых графических формах (чернильные пятна, каракули) различные знакомые предметы;

– комбинировать и сочетать в одном предмете свойства и признаки других предметов и объектов;

– находить в двух или более объектах общие и различные признаки;

– узнавать объект по описанию возможных действий с ним;

– переносить действия, применяемые к одному предмету, на другой;

– составлять сюжетный рассказ, сказку, загадку про какой-либо объект.

Первоначально считалось, что развивать креативность можно только у одаренных детей , но оказалось, что можно развивать у всех нормальных и даже отстающих в развитии детей . Это связано с тем, что в упражнениях и заданиях по развитию качеств креативного мышления не существует «неправильных ответов» . Собственный опыт ребенка, его переживания и основные формы деятельности являются главными факторами его развития . Первоначальный уровень развития ребенка не имеет значения, так как он может развить свои умственные способности через творческое использование своего предыдущего опыта по отношению к новым проблемам, ситуациям и т. д.

Творческие способности дошкольников будут успешными при следующих условиях.

Способствовать тому, чтобы игра стала и оставалась ведущей деятельностью дошкольника .

Создание развивающей среды : педагог должен создать в детском саду благоприятные условия, чтобы удовлетворить естественное стремление ребенка для творчества они должны быть доступными для ребенка и действовать на опережение. Например, еще задолго до обучения чтению ребенку можно дать для игры кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы.

Использовать в работе метод проектов, когда дети постигают всю технологию решения задач - от постановки вопроса до представления результата.

Работа с детьми будет включать в себя разные виды творческой деятельности (изобразительной, художественно-речевой, музыкальной, пластической и другие) .

Способности развиваться тем успешнее , чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. У ребенка закатился далеко под диван мяч. Взрослые не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.

Учить ребенка рефлексировать и оформлять в речевой форме свои фантазии и раздумья, а значит, самим постоянно говорить с ним.

Развивать поисковую активность во всех сферах : стимулировать задавать вопросы, предлагать ответы, предпринимать действия по изменению состояния предмета, делать промежуточные выводы; учить отказываться от неудачных идей и продолжать поиск дальше.

Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых - это и есть следующее условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь - не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. К сожалению, подсказка - распространенный среди взрослых способ «помощи» детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.

Развитие креативного мышления у дошкольников можно добиться с помощью специальных игр и упражнений. Например, можно дать ребёнку мячик или скакалку и попросить его самого придумать какое-нибудь упражнение для утренней зарядки. Можно прочитать дошкольнику вслух стихотворение и попросить его нарисовать это стихотворение на листе бумаги. Ребёнку можно дать задание самому придумать маленькую сказку и тоже нарисовать её на бумаге.

«Слепой художник» .

Вам понадобится лист ватмана и карандаши. «Художнику» завязывают глаза, и он под диктовку должен нарисовать рисунок, который вы загадали. Вы говорите, как вести карандаш : вверх, вниз, нарисуй кружочек, две точки и т. д. Ребенок рисует и пытается отгадать, какое изображение получится. Выбирайте простые рисунки : дом, человек, дерево.

«Космическое путешествие»

Вырежьте из бумаги несколько кругов разного размера, разложите их в произвольном порядке. Предложите ребенку представить, что круги - это планеты, на каждой из которых есть свои обитатели. Попросите малыша придумать названия планет, заселить их различными существами.

Мягко направляйте воображение ребенка, например, выскажите предположение о том, что на одной планете должны жить только добрые создания, на другой - злые, на третьей - грустные и т. п.

Пусть малыш проявит фантазию и нарисует жителей каждой планеты. Вырезанные из бумаги, они могут «летать» друг к другу в гости, попадать в различные приключения, завоевывать чужие планеты.

«Волшебная мозаика» .

Используются наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур : несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин.

Педагог раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересного. Для этого надо разные фигурки, кто как хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось какое-то изображение. Предложить соревнование : кто сможет сложить из своей мозаики больше разных предметов и придумать какую-нибудь историю про один или несколько предметов.

Главное для педагога, помнить ряд правил : (памятка)

Поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка, если они не причиняют явного вреда окружающим;

Не мешать желанию ребенка сделать, изобразить что-то по-своему;

Уважать точку зрения воспитанника, какой бы она ни была «глупой» или «неправильной» - не подавлять ее своим «правильным» отношением и мнением;

Предлагать детям больше делать свободных рисунков, словесных, звуковых, тактильных и вкусовых образов, интересных движений и других спонтанных творческих проявлений в ходе занятий;

Безоценочность в отношении к детскому творчеству - то есть не применять явной системы оценок продуктов ребенка, обсуждать отдельные содержательные моменты этих работ, не сравнивать с другими детьми, а только с ним же самим, с его прошлыми опытами;

Не смеяться над необычными образами, словами или движениями ребенка, так как этот критический смех может вызвать обиду, страх ошибиться, сделать что-то «не так» , и подавить в дальнейшем спонтанное желание экспериментировать и самостоятельно искать;

творить и играть вместе с детьми - в качестве рядового участника процесса;

Не навязывать свою программу образов и действий, манеру изображения и мышления , свою веру, а, наоборот, пытаться понять логику воображения ребенка и встроиться в нее;

Больше внимания уделять организации творческого процесса создания чего-то, поддержанию этого процесса, а не результатам;

развивать чувство меры в отношении детей к какому-либо виду творческой деятельности, предлагая разнообразные интересные задания, включая в занятия психофизические разминки, упражнения обычной гимнастикой, и т. п. ; это позволяет предотвратить однообразие, перенапряжение и переутомление;

Поддерживать на занятиях преимущественно положительный эмоциональный тон у себя и у детей - бодрость , спокойную сосредоточенность и радость, веру в свои силы и в возможности каждого ребенка, дружелюбную интонацию голоса.

Чтобы развивать креативность дошкольников , педагог сам должен быть творческим : постоянно преодолевать в себе инертность, шаблоны и формальности в преподавании, стремиться к открытию и применению новых методов в обучении, форм творческого общения, самосовершенствоваться. Воспитателю необходимо в ходе профессионального самосовершенствования развивать в себе конструктивные личностные установки, помогающие детям сохранять уверенность в своей значимости, в интересности своих идей и образов, в том, что самостоятельные пробы и поиски - это важный и достойный уважения процесс, полезный для саморазвития личности .

Принципы построения работы по развитию креативных способностей детей :

1. Организация взаимодействия педагога с детьми на основе сотрудничества и сотворчества.

2. Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

3. Индивидуальный подход и вера педагога в потенциал каждого ребенка

4. Уважение мнения ребенка, его личностной позиции.

Вывод : Работа по формированию творческих (креативных ) способностей будет эффективнее, если, там принимают активное участие и родители. Не вызывает сомнений, что именно формирование творческих (креативных ) способностей у дошкольников поможет нам «превратить» каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе.

Все взрослые хорошо знают, что в саду в каждое времени года надо заниматься определенным видом работ. В одно время рыхлить почву, в другое сажать рассаду, в третье - пропалывать земельный участок, очищая его от сорняков, и поливая растение. Есть также время сбора спелых и сочных плодов. Ни у кого, ни вызывает сомнения, что 5 дней назад посаженая яблонька не может сразу дать яблоки. Человека, который ежедневно выкапывает картофель, чтобы проверить, не созрел ли он, по меньшей мере, поднимут на смех. Но когда дело касается детских способностей, то все очевидное превращается в невероятное. Входя в «сад жизни» ребенка, взрослые напрочь забывают о самой простой истине: всему свое время. И, пропустив весну, начинают разбрасывать семена осенью, надеясь на всходы зимой, или, наоборот, желают сорвать плоды с дерева, у которого ствол-то еще не крепок.

Некоторые «заботливые» родители умудряются научить малышей такому, чего не знают даже многие взрослые.

Конечно, все дети счастливы, когда получают знание (правда, пока они не начали учиться в школе), но взрослым необходима мудрость, чтобы точно определить, какие именно знания нужны ребенку. Среди знаний есть много ненужных, лишних, есть знания несвоевременные, а есть просто вредные. А знаете, что произойдет с ребенком, если попытаться «ускорить» его рост, постоянно подтягивая за верхушку? Правильно, через некоторое время корешки повиснут в воздухе. В возрасте 2 - 3 лет ребенок только начинает познавать жизнь. Всем детям свойственно наблюдать, узнавать и делать собственные выводы о том, как устроен мир. Конечно, ребенку в это необходима помощь взрослого. Но часто эта помощь превращается в «медвежью услугу». Известно, что возраст с 3 до 6 - это возраст «почемучек». Дети занимают родителей вопросами о том, как все устроено и почему именно так .

Если до наступления этого возраста научить ребенка читать, значит, он не задаст многих из этих вопросов, прочитав готовый ответ в книге.

У ребенка, который научился читать раньше, чем думать мышление формализируется. Так убивается в детях интерес и стремление к познанию. Такой ребенок уже не будет думать и размышлять, не будет сам искать ответы на сложные вопросы в жизни, а станет поглощать да не знания, а готовую информацию из книг. Еще страшнее, что так убивается в детях способность к удивлению, то есть снова творчества. Такой ребенок никогда уже не будет искренне восхищаться трелями серой пташки и никогда не будет удивляться сказочному волшебству весенних превращений. Еще абсурднее ситуация станет в школе. Шестилетний ребенок совсем недавно теребил маму и папу за рукав, требуя объяснений: почему, зачем и для чего? Но как только он переступит порог школы, вопросы начнет задавать уже не он, а взрослая тетенька - учительница .

Что может ответить учителю ребенок? Только то, что услышал от этого учителя или прочтя учебник. Куда же исчезают вопросы ребенка? Увы, им уже нет места в его жизни. Потом взрослые скажут: «Его (ее) ничем не удивишь». Но откуда же взяться удивлению если его изгнали? А где желание познавать, так свойственное детям? И оно изгнано. А вы говорите: где творчество? В конечном итоге, может быть убито и оно.

Занимаясь ускоренным развитием интеллекта, взрослые забывают о том, что у ребенка есть не только мозг, который надо тренировать, но еще сердце и душа, для которых в погоне за знанием просто не остается времени. Мы можем не мешать и даже помогать ребенку, однако считать, что только благодаря нашим усилиям и стараниям он станет гением, по меньшей мере самонадеянно. Что взрослые действительно могут сделать, так это помочь ребенку в обретении самого себя. Для этого нужно научиться бережному отношению к самым ранним проявлениям детских способностей. Но о какой бережности мы говорим, если весьма привычно для взрослых неуважительное отношение к детям! Иначе откуда берутся такие слова: «Не трогай!», «Уйди отсюда!», «Сейчас же положи, я кому сказал (ла)!», «Вот я до тебя доберусь!» .

Поэтому надо строить, таким образом, отношения с ребенком, чтобы не подавить в нем творческие задатки и найти оптимальный стиль общения, оберегающий индивидуальность ребенка.

Для установления контакта с любым человеком нужно уметь установить контакт - выбрать правильное поведение, подобрать нужную интонацию, даже положение тела, использовать необходимые жесты, мимику, то есть определить стиль общения. Особенно важно это при общении с детьми. Почему? Потому, что неправильно выбранный стиль общения может:

Подавить лучшие душевные и творческие порывы ребенка;

Остановить развитие его уникальных способностей;

Заглушить проявление индивидуальности;

Привести к неправильному выбору в жизни .

В семье, где стиль общения выбран неправильно, творческое развитие ребенка может пойти двумя путями:

Первый путь - приучившись только выполнять задания взрослых, ребенок полностью утратит способность к творчеству.

Второй путь - ребенок может творчески раскрыться вне дома, если ему повезет и встретиться хороший педагог, а если не встретится, то талант может быть загублен .

Кроме того, неправильный (или непродуктивный) стиль общения может полностью дезориентировать ребенка. Тогда истинные ценности будут подменяться ложными, пороки приниматься за добродетели, а целое подменяться частным и мелочным.

Независимо от того, какие способности есть у ребенка и когда они проявляются, можно выделить 4 основных этапа, которые будет проходить ребенок на пути от способностей к таланту.

Первый этап - игровой. На этом этапе внимательные родители играют роль и учителей, и наставников, и великодушных героев, являясь примером для подражания. Ребенок лишь «играет» со своими способностями, примеряя к себе разные виды занятий и увлечений. Детей может интересовать абсолютно все или, наоборот, что-то одно, но первоначальное увлечение может померкнуть при столкновении с первыми трудностями. Поэтому девиз родителей на этой стадии: «Неторопливость, спокойствие, рассудительность».

Второй этап - индивидуальность. Этот этап, как правило, приходится на школьные годы, хотя есть дети, способности которых четко проявляются значительно раньше. На этом этапе большую роль играют семейные традиции. Так, например, в семьях цирковых артистов малыши буквально с пеленок начинают выступать вместе с родителями и, минуя этап игры, включаются в жизнь артистов, постепенно привыкая к ежедневной работе. Дальнейшая творческая судьба таких детей предопределена. Но это скорее исключение, чем правило .

Большинство детей школьного возраста поступают в какой-нибудь кружок, секцию или студию, и тогда у ребенка появляются наставники, которые работают с ним уже индивидуально. Быстрота его успехов является наградой для учителей. Для этой стадии характерно то, что взрослые постоянно приспосабливаются к ребенку, постигающему свой талант.

Если дети вдруг перестают делать заметные успехи, родители считают виновным педагога и пытаются его заменить. Следовательно, на этом этапе индивидуальный наставник играет главную роль. Он даже может подчинить распорядок всей семью распорядку юного дарования, то есть родители очень тесно взаимодействуют с наставником. На этой стадии ребенок уже обычно проявляет желание трудиться и достигать высоких результатов.

Третий - этап роста. Ребенок нуждается уже в более квалифицированном педагоге, который становится основным судьей его успехов. Родители занимают подчинительную позицию, их роль сводится к моральной и материальной поддержке. На этом этапе для поддержания желания трудиться и достигать результатов, очень важны конкурсы, концерты или соревнования, проходящие вне дома. Родители теперь выступают в роли зрителей.

Четвертый - этап мастерства. На этом этапе подросток, если он действительно талантлив, обгоняет своих сверстников, а иногда и наставников и превращается в настоящего мастера в избранной сфере. Подобное случается редко и достигают таких высот единицы .

Родителям надо быть очень осторожными на этой стадии, чтобы не привести ребенка к «звездной болезни».

На первом этапе ребенок тянется за родителями;

На втором этапе преподаватель начинает играть все более заметную роль в развитии способностей ребенка;

На третьем этапе родители уже имеют дело с состоявшейся личностью.

Несмотря на все увеличивающуюся роль профессионального педагога в росте и становлении таланта ребенка, значение родителей на всех этапах чрезвычайно велико. Основания залога педагогов - рост профессионального мастерства. Задачей же родителей является воспитание, умение жить, которое необходимо любому ребенку, независимо от его дарований.

У детей способности к творчеству складываются постепенно, проходя несколько стадий развития. Эти стадии протекают последовательно: прежде чем быть готовым к следующей стадии, ребенок обязательно должен овладеть качествами, формирующихся на существующих .

Исследования детского творчества позволяют выделить как минимум три стадии развития творческого мышления: наглядно-действительное, причинное и эвристическое.

Наглядно-действительное. Мышление рождается из действия. В младенчестве и в раннем возрасте оно неотделимо от действия. В процессе манипулирования с предметами ребенок решает различные мыслительные задачи. К примеру, играя со сборно-разборными игрушками типа головоломок, методом проб и ошибок ищет принципы их разборки и сборки, учится учитывать и соотносить между собой величину и форму различных деталей.

К 5-6 годам дети обучаются совершать действия в уме. В качестве объектов манипулирования выступают уже не реальные предметы, а их образы - представления. Чаще всего дети представляют наглядный зрительный образ предмета. Поэтому мышление ребенка дошкольника называют наглядно-действительным .

Очень важным для развития мышления являются задания на исследование образа-представления. К 5 годам дети обучаются расчленять представление на отдельные части, анализировать контуры предметов, сопоставлять похожие предметы между собой и находить сходство и различие.

Выделение отдельных компонентов образа позволяет ребенку соединить детали разных образов, придумывая новые фантастические объекты или явления. Так, ребенок может представить животное, соединяющее в себе части многих животных и поэтому обладающее такими качествами, которых нет ни у одного существующего животного в мире. В психологии эту способность называют фантазией.

Можно выделить несколько психологических качеств, лежащих в основе фантазирования:

Четкое и ясное представление образов предметов;

Хорошая зрительная и слуховая память, позволяющая длительное время удерживать в сознании образ-представление;

Способность мысленно сопоставлять два и более предмета и сравнивать их по цвету, форме, размеру и количеству деталей;

Способность комбинировать части разных объектов и создавать объекты с новыми свойствами.

Хорошими стимулами для фантазии являются незаконченные рисунки, неопределенные образы типа чернильных пятен или каракулей, описание необычных, новых свойств, предметов .

Фантазия ребенка на первой стадии развития творческого мышления еще очень ограничена. Ребенок мыслит еще слишком реалистично и не может оторваться от привычных образов, способов использования вещей, наиболее вероятных цепочек событий. К примеру, если ребенку дошкольного возраста рассказать сказку о докторе, который, уходя в больницу, попросил чернильницу посторожить его дом, то ребенок с этим согласится, так как в сказке вещь может выполнять разные функции. Однако, ребенок начинает активно возражать если ему сказать, что когда пришли разбойники, то чернильница залаяла. Это не соответствует с реальными свойствами чернильницы. Часто дети предлагают более реалистичные способы воздействия чернильницы на разбойников: разбрызгивание чернил, удары чернильницей по голове и т.п.

Причинное мышление. Известно, что предметы и явления действительности находятся в различных связях и отношениях: причинно-следственных, временных, условных, функциональных, пространственных и т.д.

Наглядно-действительное мышление дошкольника позволяет ему понимать пространственные и временные отношения. Сложные осмыслить причинно-следственные связи.

Действительные причины событий, как правило, скрыты от непосредственного восприятия, не являются наглядными, не выступают на первый план. Чтобы их выявить нужно, отвлечься от второстепенного случайного. Поэтому причинное мышление связано с выпадом за пределы представляемого образа ситуации и рассмотрением ее в более широком теоретическом контексте. К примеру, дошкольники объясняют окончание дня наступлением ночи, то есть воспроизводят временную последовательность привычных событий. В младшем школьном возрасте дети уже способны объяснить смену времени суток вращением Земли вокруг своей оси, основываясь на модели Солнечной системы .

Изучение познавательной деятельности детей показывает, что к концу начальной школы наблюдается всплеск исследовательской активности. К 8-9 годам дети, читая или наблюдая за различными явлениями жизни, начинают формулировать поисковые вопросы, на которые пытаются сами же найти ответ. К 11-12 годам практически все дети направляют свою исследовательскую активность формулировкой поисковых вопросов. Это происходит потому, что школьники стараются понять и осмыслить причинно-следственные связи и законы появления различных событий.

Исследовательская активность детей на этапе причинного мышления характеризуется двумя качествами: ростом самостоятельности мыслительной деятельности и ростом критичности мышления. Благодаря самостоятельности ребенок научается управлять своим мышлением: ставить исследовательские цели, выдвигать гипотезы причинно-следственных зависимостей, рассматривать известные ему факты с позиций выдвинутых гипотез. Эти способности, без сомнения, являются основными предпосылками творчества на этапе причинного мышления. Критичность мышления проявляется в том, что дети начинают оценивать свою и чужую деятельность с точки зрения законов и правил природы и общества.

С одной стороны, благодаря осознанию детьми правил и законов, их творчество становится более осмысленным, логичным, правдоподобным. С другой стороны, критичность может помешать творчеству, так как на этом этапе выдвижение гипотезы может показаться глупым, нереальным и будет отброшено. Подобные самоограничения сужают возможности появления новых, оригинальных идей.

Чтобы стимулировать творческую активность, и устранить отрицательное воздействие критичности, используются различные методы и приемы.

Эвристическое мышление. По мере взросления, дети сталкиваются с большим количеством ситуаций, когда невозможно выделить одну причину события. Многие социальные и природные явления вызваны большим количеством разнообразных факторов. Прогнозы развития этих явлений носят вероятностный характер, что свидетельствует об их приблизительной точности и достоверности. Типичными примерами ситуаций с вероятностными прогнозами могут служить прогнозы погоды, исхода шахматной партии, производственного или бытового конфликта и т.д. .

Эвристическое мышление формируется ориентировочно к 12-14 годам. Изучения мышления детей и подростков показывает, что, по сравнению с младшими школьниками, подростки по-другому обследуют проблемную ситуацию.

В период между 9 и 11 годами исследовательская активность детей очень высокая. Дети задают очень много разнообразных поисковых вопросов, касающихся самых разных аспектов ситуации. Подростки не сразу концентрируют свое внимание на одной или нескольких гипотезах. Это экономит время, позволяет более углубленно проработать проблемные аспекты, хотя это может привести к «застряванию» на неэффективной идее. Сузить «зону поиска» помогают критериальные правила, называемые эвристическими .

Самая большая психологическая опасность при эвристическом мышлении - это слишком поспешное принятие кажущегося оптимальным варианта решения. Преодолеть эту опасность можно, если попытаться найти несколько вариантов решения и сравнить их для выбора наилучшего.

В продолжение темы:
Культура

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.comПодписи к...

Новые статьи
/
Популярные