Что такое возраст личности. Как определить социальный возраст личности? Понятие «времен года» по Пифагору

ГЛАВА VI
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ ЛИЧНОСТИ

________________________________________________________________________________

«А разве дивно, братья, старому помолодеть?»

Слово о полку Игореве
Чтобы узнать возраст человека, можно задать ему два вопроса, ничем, на первый взгляд, не отличающихся по смыслу: «Сколько Вам лет?» и «Каков Ваш возраст?» Но если в первом случае будет получен однозначный количественный ответ (при условии, что человеку известна дата его рождения и нет никаких оснований ее скрывать), то во втором правомерен встречный вопрос: «Какой возраст: хронологический, биологический, социальный, психологический?»

Постановка, такого вопроса обусловлена принятым в современной науке полиизмерительным подходом к изучению возраста как дифференцированной меры времени человеческой жизни. Такой подход предполагает отдельное измерение биологического, социального и психологического возраста, поскольку хронологический возраст является «скудным индексом каждого из этих трех измерений» .

При дифференцированном измерении возраста в биологическом, социальном и психологическом аспектах прежде всего возникает проблема множественности нормативных критериев, в соответствии с которыми возможно получение интегративных возрастных показателей. Наиболее остро эта проблема встает при исследовании психологического возраста [Кон, 1978б, 80 ]. Значительные трудности в данной области связаны с тем, что измерение психологического возраста в его современном понимании как интегративного показателя психического развития индивида требует комплексного исследования возрастной динамики психических функций, поиска критериев сопоставления отдельных показателей, полученных при изучении различных уровней психической деятельности. В настоящее время в психологической науке нет достаточно надежных критериев сопоставления отдельных показателей психологического возраста. По данным специальных исследований, это в значительной степени обусловлено гетерохронностью (разновременностью) функциональных и личностных изменений на протяжении жизни индивида, причем гетерохронность имеет как внутриличностный, так и межличностный характер [Ананьев, 1980, 198 ].

Конкретное методическое решение находят лишь частные вопросы измерения психологического возраста. Здесь прежде всего должны быть названы тесты умственного (интеллектуального) возраста, которые позволяют определить коэффициент умственного развития индивида, оценивающий различия между умственным и хронологическим возрастами [Психологическая диагностика, 1981, 41 ]. Наиболее известными методами измерения умственного возраста являются шкалы Стэнфорд-Бинэ и Векслера, нашедшие широкое применение в практике. В 20-30-х годах в советской психологии разрабатывались конкретные методы измерения так называемого педагогического возраста, мерой которого служил средний уровень знаний школьника определенного хронологического возраста [Блонский, 1934, 53-54 ].

В настоящее время исследования психологического возраста актуализируются в связи с разработкой проблемы жизненного пути личности и необходимостью психологического обоснования возрастной периодизации индивидуальной жизни.

1. Самооценка возраста
При постановке проблемы возраста , которая принята в психологии, практически неисследованным остается вопрос о субъективном отношении человека к собственному возрасту, о том, каким образом объективная хронологическая мера времени жизни трансформируется в самооценку возраста, определяемую в сознании личности на основе обобщенного отражения особенностей жизненного пути в целом и его отдельных этапов. Чем, например, можно объяснить тот факт, что пожилой человек чувствует себя молодым? «Я была молода в свои восемьдесят пять лет, - пишет М. Шагинян. - Я была так молода, что казалась самой себе моложе прежних двадцати лет» . Какой механизм лежит в основе того, что хронологический возраст иногда полностью утрачивает значение во внутреннем мире человека, когда в шестьдесят он чувствует себя тридцатилетним и, живя этим чувством сам, не находит внутренних различий в ощущении возраста между шестидесятилетними и тридцатилетними [Сноу, 1981, 156 ]. Но преждевременно психологически состарившиеся люди могут и в тридцать лет ощущать себя шестидесятилетними.

Во внутреннем чувстве возраста есть много нюансов, которые связаны с переживанием времени. Время может казаться безвозвратно утраченным, и тогда возникает ощущение, будто «жил меньше своего возраста» [Гранин, 1975, 107 ]. И часто мы оцениваем возраст человека, ориентируясь не на количество лет, которые он прожил, а на собственное внутреннее ощущение, основанное на представлениях о его личностных качествах. Иллюстрацией такого рода оценок может служить следующий литературный пример: «Похвастал я старостью, а ты, оказывается, старее меня умом на десять лет» [Чехов, 1978, 279 ].

Таким образом, наряду с известными измерениями возраста существует также и особый аспект, связанный с его, субъективной оценкой, предполагающей действие глубинных механизмов обобщения временных отношений. Можно, предположить, что человек оценивает себя моложе или, старше хронологического возраста, исходя из более серьезных оснований, чем просто желание видеть себя в том возрасте, который кажется ему наиболее привлекательным, хотя и этот фактор необходимо учитывать. Какие же механизмы лежат в основе субъективных оценок возраста?

Прежде чем ответить на этот вопрос, проведем следующий мысленный эксперимент. Представьте себе ситуацию, в которой Вы неожиданно для себя узнаете, что возраст, зафиксированный в паспорте, свидетельстве о рождении или каких-либо иных документах, неверен, причем неизвестно, в какую сторону произошла ошибка - моложе Вы в самом деле или старше 1 . Представив себя в подобной ситуации, попытайтесь (ориентируясь на внутреннее ощущение своего возраста) ответить на вопрос: «Сколько Вам лет в действительности?» С уверенностью можно предположить, что Ваш истинный, «календарный возраст» далеко не всегда будет совпадать с оценкой, подсказанной внутренним чувством.

Для подтверждения данного предположения приведем результаты реального исследования, в котором приняли участие 83 человека с высшим образованием в возрасте от 21 до 44 лет (женщин - 40, мужчин - 43). Все они должны были провести на себе описанный мысленный эксперимент: представить, что не знают своего истинного календарного возраста, и ответить на вопрос: «Сколько Вам лет?», после чего сообщить экспериментатору год своего рождения.

Результаты показали, что лишь у 24 % опрошенных субъективная оценка возраста полностью совпадала с возрастом, определяемым по дате рождения, или отличалась от него с незначительной разностью (± 1 год). Большинство же опрошенных (55 %) считали себя более молодыми, чем это было в действительности; у 21 % опрошенных оценки возраста оказались завышенными, то есть они чувствовали себя старше. Средняя абсолютная разность между субъективной оценкой и реальным возрастом составила 4,2 года при разбросе от 21 года в сторону занижения своего возраста до завышения на 11 лет.

Здесь прежде всего привлекает внимание тот факт, что, оказавшись в ситуации, когда истинный хронологический возраст неизвестен (даже условно), большинство наших испытуемых значительно помолодели, то есть их собственная оценка возраста была ниже его действительного значения. О том, что заниженная самооценка возраста - реальный фактор сознания и поведения человека, свидетельствует следующее интересное наблюдение: «Разрабатывая рыночную стратегию и тактику по реализации модели «Мустанг», компания «Форд мотор» в качестве сегментационной базы избрала возраст покупателей. Модель предназначалась для молодежи, желающей приобрести недорогой спортивный автомобиль. Однако выпустив машину на рынок, администрация фирмы к своему удивлению обнаружила, что модель пользуется спросом у покупателей всех возрастов. Сам собой напрашивается вывод: объектом целевого маркетинга в этом случае должны быть не покупатели, молодые по возрасту, а «психологически молодые» люди» [Капустина, 1981, 99-100 ].

В нашем исследовании была обнаружена определенная тенденция, которая может быть обозначена как феномен консервации возраста и состоит в следующем. При отсутствии половых различий в адекватности самооценок отчетливо проявились различия между испытуемыми, принадлежащими к разным возрастным группам. Во-первых, с возрастом значительно увеличивается число лиц, оценивающих себя более молодыми, чем в действительности. Так, в группе до 30 лет таких оказалось 47 %, а в группе 30 и более лет - 73 %. Во-вторых, степень занижения собственного возраста в самооценках также значительно увеличивается: в группе до 30 лет средняя величина занижения возраста составила 3,6 года, а в группе свыше 30 лет - 8,3 года.

Приведенные данные свидетельствуют о несовпадении субъективной оценки и действительного возраста. В силу значимости этих различий и выраженной тенденции возрастной консервации это несовпадение не может быть интерпретировано как результат случайных ошибок. Какими же факторами оно может быть обусловлено?

Во-первых, можно предположить существование у человека некоторого «счетчика» годовых циклов психофизиологической активности 1 , на основании показаний которого формируются оценки собственного возраста. Идею подобного механизма можно проиллюстрировать таким примером. Если бы существовало дерево, обладающее самосознанием, то оно легко могло бы определить свой астрономический возраст по количеству зафиксированных в его стволе годовых колец. Заметим однако, что подобная оценка могла бы быть абсолютно точной только в том парадоксальном случае, когда дерево уже спилено, но тем не менее еще способно к непосредственному подсчету числа колец на собственном срезе. Эта аллегория позволяет понять, почему, даже в случае наличия у человека некоего биологического счетчика циклов годовой активности, показания этого счетчика не могли бы осознаваться с абсолютной точностью, ибо такое осознание предполагает принятие позиции внешнего наблюдателя по отношению к собственным внутренним процессам - наблюдателя, абсолютно независимого от содержания этих процессов. Поскольку это невозможно, то оценка показаний подобного биосчетчика всегда будет происходить с погрешностью, которая, возможно, и проявляется в несовпадении самооценок возраста и его объективной величины.

Второе возможное объяснение этого несовпадения может быть найдено в социальных факторах, обусловливающих оценку личностью собственного возраста. Таким фактором может выступить существующая в обществе система возрастно-ролевых ожиданий, предъявляемых к достижению личностью определенного статуса, соответствующего тому или иному возрасту 2 . С этой точки зрения самооценка возраста является результатом сопоставления личностью своих наличных достижений в различных сферах жизнедеятельности с предъявляемыми к ней возрастно-ролевыми ожиданиями. В случае, если достижения человека опережают социальные ожидания по отношению к нему, он будет чувствовать себя старше истинного возраста; если же человек достиг меньшего, чем от него ждут в данном возрасте , то он будет чувствовать себя моложе.
Таблица 15. Самооценка возраста в группах холостых (незамужних) и женатых (замужних)


Семейный статус

Заниженная самооценка (моложе)

Адекватная самооценка (соответствует)

Завышенная самооценка (старше)

Итого

Холостые и незамужние

17

5

5

27

Женатые и замужние

3

7

4

14

Значимость различий

p

Незначимы

Незначимы

Действие этого механизма может быть проиллюстрировано результатами описанного выше исследования. Была подобрана однородная по профессиональному статусу группа молодых инженеров (41 человек), первый год после окончания вуза работающих на одном и том же предприятии. Опрашиваемые были приблизительно одного возраста 23-25 лет. Этот возраст является в настоящее время в нашей стране модальным возрастом вступления в брак [Харчев, 1980, 204 ], а следовательно, люди этого возраста испытывают определенные возрастно-ролевые ожидания к достижению ими соответствующего семейного статуса - вступления в брак и создания собственной семьи. В табл. 15 представлены результаты самооценки возраста у лиц с разным семейным статусом.

Как видим, в группе лиц, не достигших семейного статуса, соответствующего возрастно-ролевым ожиданиям (холостые и незамужние), доминируют заниженные оценки возраста (63 %). В группе женатых и замужних таких оказалось лишь 21 %, большинство же оценивают себя соответственно своему возрасту или несколько старше.

Таким образом, рассогласование между реальным возрастом человека и его самооценкой может объясняться закономерностями трансформации социально-временных отношений в жизнедеятельности личности.

До сих пор речь шла о внеличностных (биологических и социальных) объективных факторах формирования самооценок возраста. Но эти факторы не единственные, так как они определяют возраст лишь как меру прожитого времени жизни, меру прошлого. Однако время жизни личности - это не только прожитые годы, но и те, что предстоит прожить в будущем, представление о которых может выступать субъективным фактором, воздействующим на самооценку возраста. Каков же механизм этого воздействия?

Изменим условия предложенного выше мысленного эксперимента. Как и прежде, истинная дата рождения неизвестна, однако пусть читатель представит, что ему точна известно, сколько всего лет (от рождения до смерти) будет им прожито. В этом случае, дав какую-либо оценку своего возраста, он не только определит сколько лет уже прожито, но и сколько лет проживет в будущем.

Здесь мы оперируем понятием ожидаемая продолжительность жизни, которая включает в себя два слагаемых: прожитые годы как меру прошлого, и предстоящие годы как меру будущего. Теперь самооценка возраста выступает соотношением прошлого и будущего, т. е. мерой реализованности времени жизни. К примеру, если ожидаемая продолжительность жизни 70 лет, а самооценка возраста - 35 лет, то в последней отражена и степень реализованности, равная , то есть половине времени жизни. И здесь то, как человек относится к своему будущему, сколько лет он предполагает еще прожить, будет отражено и в оценке возраста как меры прошлого. Обращаясь вновь к мысленному эксперименту, можно проиллюстрировать это утверждение следующим образом. У двух человек с одинаковой ожидаемой продолжительностью жизни в 70 лет, но предполагающих в будущем прожить соответственно 30 и 25 лет, самооценка возраста будет равна 40 годам у первого и 45 у второго.

Эти рассуждения не так далеки от реальности, как могло бы показаться на первый взгляд. Во-первых, ожидаемая продолжительность жизни является действительным феноменом человеческого сознания. В исследовании, о котором уже шла речь выше , на вопрос: «Как Вы думаете, сколько лет вероятнее всего Вы проживете?» от всех опрошенных были получены ответы в диапазоне от 50 до 88 лет при средней оценке в 69,3 года (дисперсия - 9,4). Заметим, что эта средняя оценка почти полностью соответствует реальной средней продолжительности жизни в нашей стране [Урланис, 1978, 274 ]. Следовательно, ожидаемая продолжительность жизни представляет собой не произвольный мысленный конструкт, а отражает объективную картину продолжительности жизни. В исследовании не было обнаружено значимых возрастных различий: опрашиваемые в возрасте до 30 лет ожидали прожить в среднем 69 лет, а в возрасте 30 лет и старше - 69,4 года, что свидетельствует о независимости ожидаемой продолжительности жизни от возрастных различий в нашей выборке.

Учитывая этот факт, попытаемся объяснить феномен консервации возраста влиянием на самооценку возраста представлений личности о времени жизни в будущем. Напомним, что консервация возраста проявилась в более выраженной тенденции к занижению своего возраста в старшей возрастной группе в сравнении с младшей. Люди от 30 лет и более оценивали себя намного моложе (в среднем на 8,3 года) реального возраста, а у лиц до 30 лет занижение самооценки было более чем вдвое меньше, фактически это означает стремление к сохранению нерастраченным резерва будущего времени, что при неизменной верхней границе жизни может быть сделано только за счет принесения в жертву своего прошлого, т. е. уменьшения числа прожитых лет. Тем самым занижение самооценки возраста может быть обусловлено таким субъективным фактором, как стремление человека в условиях ограниченного общего времени жизни и объективно уменьшающегося с каждым прожитым годом будущего времени, притормозить реальный процесс его исчерпывания, заимствуя из неопределенного прошлого некоторое количество лет и как бы передавая их в фонд будущего.

Противоположная тенденция обнаруживается у престарелых малограмотных лиц, которые не могут точно определить свой возраст и в этой ситуации склонны его завышать. Данный феномен в демографии получил название «старческое кокетство» [Урланис, 1968, 24 ], а в геронтологии - «социальное долгожительство» [Крупник, 1982, 67 ].

Почему же на разных этапах жизни имеют место противоположно направленные тенденции в оценках возраста? Дело в том, что ранняя зрелость - это возраст, когда человек полон планов и, имея высокий жизненный потенциал, стремится к их реализации, следовательно, будущее приобретает здесь исключительную ценность. В связи с этим приведем мнение Г. Томэ, который характеризует обобщенного представителя данной возрастной группы - молодого взрослого «как возможно наиболее компетентного представителя вида «человек»» . В старости же большинство жизненных планов уже реализовано или утратило свою актуальность, а наиболее продуктивные периоды жизни остались в прошлом. Поэтому именно прошлое приобретает для человека наибольшую ценность. «Если юноши все измеряют надеждой, то старики - прошлым» [Скалигер, 1980, 66 ]. Эта мысль подтверждается исследованием возрастной динамики эмоциональных процессов: в старости «ослабление аффективной жизни лишает красочности и яркости новые впечатления, отсюда - привязанность к прошлому, власть воспоминаний» [Трауготт, 1972, 311 ].

В результате доминирования ценности будущего в ранней зрелости и прошлого в старости происходит как бы «перекачивание» времени жизни из менее ценной его составляющей в более ценную. Как видим, направление этого субъективного перераспределения времени непосредственно связано со степенью реализованности времени на разных этапах жизни.

До сих пор мы пользовались понятием «реализованность» как мерой, устанавливающей соотношение лишь хронологического прошлого и будущего, т. е. количества прожитых и предполагаемых человеком лет жизни, показав, как это соотношение может влиять на самооценку возраста. Однако уже здесь мы вынуждены были прибегнуть к анализу ценностей прошлого и будущего, а следовательно, не только их чисто количественного соотношения, но и качественного содержания осуществленных и ожидающих своего осуществления жизненных планов и стремлений. И в последнем аспекте реализованность предстает в ином временном представлении - как реализованность собственно психологического времени , поскольку психологическое время рождается лишь там, где чистая хронология наполняется действиями, планами, воспоминаниями, т. е. событиями человеческой жизни.

Степень реализованности психологического времени является интегральным субъективным фактором формирования самооценки возраста. Здесь находят отражение и представления личности о наиболее вероятной для нее продолжительности жизни, и о числе прожитых и предстоящих лет, и, наконец, событийное содержание личного прошлого, настоящего и будущего. Наиболее простым способом реализованность психологического времени личности можно определить, задав вопрос: «Если все событийное содержание Вашей жизни (прошлого, настоящего, будущего) условно принять за 100 °/о, то какой процент этого содержания реализован Вами к сегодняшнему дню?» Подобный вопрос мы задавали 83 нашим респондентам. Ответы варьировали от 10 до 90 % при средней оценке 41 %. Коэффициент линейной корреляции между самооценками возраста и реализованности был равен: +0,47 (p

2. Психологический возраст как мера реализованности психологического времени личности
Реализованность психологического времени определяется соотношением психологического прошлого, настоящего и будущего. Единицы измерения реализованности полностью производны от понимания сущности психологического времени, единиц его анализа и измерения. Здесь сразу же становится очевидной невозможность сведения психологического времени и, в частности, психологического прошлого личности к чисто хронологическим единицам. Это становится тем более явным, чем значительнее личность, чем более весомый вклад в историю и культуру она вносит. Это часто отмечают создатели биографий выдающихся исторических личностей. Так, один из биографов. В. И. Вернадского пишет: «Измерять длительность человеческой жизни годами, все равно, что книгу - страницами, живописное полотно - квадратными метрами, скульптуру - килограммами. Тут счет другой и ценится иное: сделанное, пережитое, продуманное» [Баландин, 1979, 29 ].

Однако и чисто событийные единицы не всегда оказываются адекватными для измерения реализованности психологического времени. Жизнь наполнена событиями от первого й до последнего вздоха, и потому подсчет числа событий ненамного будет отличаться от подсчета прожитых лет. Лишь принимая во внимание значимость событий для самой личности , мы сможем вплотную приблизиться к возможности измерения реализованности ее психологического времени. Тогда-то психологическое время и предстанет в собственном облике, не смешиваясь ни с хронологическим, пи с каким-либо иным. «В жизни человека внешнее и внутреннее время лишь условно совпадают; единственно полнота переживаний служит мерилом душе; по-своему, не как равнодушный календарь, отсчитывает она изнутри череду уходящих часов... Вот почему в прожитой жизни идут в счет лишь напряженные, волнующие мгновения, вот почему единственно в них и через них поддается она верному описанию» [Цвейг, 1960, 22 ]. Таким образом, адекватные единицы измерения реализованности психологического времени могут быть найдены лишь при учете значимости событий для личности.

На языке причинно-целевой концепции личная значимость события - это степень его включенности в межсобытийную сеть. Как было показано в предыдущих главах, единицей измерения значимости выступает причинная или целевая связь данного события с другими событиями жизни, а мерой реализованности события - удельный вес реализованных связей в поле данного события . Теперь же, говоря о реализованности психологического времени, мы перейдем от анализа отдельных событий на более высокий уровень - анализ целостной субъективной картины жизненного пути личности. Здесь межсобытийная связь предстает не только единицей значимости и реализованности события, но и единицей психологического времени в масштабах всей жизни, подобно тому как секунды и минуты являются единицами хронологического времени. Но в отличие от последних межсобытийная связь становится единицей времени, лишь будучи отраженной в человеческой психике. Именно в этом смысле «время - это мы сами... Каждый из нас, маленькие Хроносы, живем сделанным, созданным, почувствованным, переживаемым, а не часами и годами» [Шагинян, 1980, 371 ].

Три типа единиц психологического времени - реализованные, актуальные и потенциальные связи - лежат в основе формирования психологического прошлого, настоящего и будущего личности. Так, если бы мы смогли учесть все представленные в психике человека межсобытийные связи, то тем самым мы определили бы общую насыщенность его психологического времени. При этом сумма реализованных связей соответствовала бы насыщенности его психологического прошлого, сумма актуальных связей - насыщенности настоящего, а потенциальных - будущего. Реализованность психологического времени была бы равна удельному весу реализованных связей в сумме всех межсобытийных связей , то есть являлась бы относительной мерой психологического прошлого.

Переходя теперь с языка механизмов психологического времени на язык его феноменологии, можно предположить, что реализованность психологического времени осознается человеком в форме особого переживания своего «внутреннего» возраста, который в отличие от хронологического, биологического и социального может быть назван психологическим возрастом личности . Прежде чем рассмотреть его подробнее, необходимо сделать некоторые замечания.

Понятие «психологический возраст», как указывалось, нередко упоминается в научной литературе. Однако чаще всего оно ассоциируется с возрастом психических или психофизиологических функций, наиболее ярким примером чего является «интеллектуальный возраст», определяемый путем сравнения результатов решения человеком различных тестов со средними результатами в данной возрастной (хронологической) группе. Такое понимание возраста, несмотря на свою распространенность, представляется теоретически некорректным. Дело в том, что понятие возраста имеет вполне определенную временную нагрузку, являясь характеристикой длительности существования той или иной системы [Аскин, 1966, 88; Ананьев, 1980, 186] и выступая по существу мерой ее прошлого. Поэтому понятие возраста производно от понятия «время» и не может быть определено без понимания того, о каком времени идет речь и что выступает единицей измерения этого времени. Применительно к хронологическому возрасту дело обстоит просто. Так, когда речь идет о возрасте в 30 лет, то это значит лишь то, что в течение своей жизни человек совершил вместе с Землей 30 оборотов вокруг Солнца. Но определить тот же интеллектуальный возраст как действительно временную характеристику уже невозможно, ибо о каком времени идет речь, мерой какого прошлого является этот возраст - совершенно непонятно. Этот «возраст», точно так же, как и любой другой «функциональный возраст», есть лишь статистическая характеристика положения индивида в общем выборочном распределении, но отнюдь не его временная характеристика. Использование понятия возраста теоретически оправдано лишь в том случае, если оно носит именно временной смысл с возможностью измерения соответствующих ему единиц времени.

Что же касается вводимого нами понятия «психологический возраст личности», то этот возраст - мера психологического прошлого личности, подобно тому как хронологический возраст - мера его хронологического прошлого. Специфические особенности психологического возраста таковы. Во-первых, психологический возраст - это характеристика человека как индивидуальности и измеряется в ее «внутренней системе отсчета » (как интраиндивидуальная переменная), а не путем интериндивидуальных сопоставлений. Для того чтобы определить психологический возраст личности, достаточно знать лишь ее собственные особенности психологического времени. Во-вторых, психологический возраст принципиально обратим , то есть человек не только стареет в психологическом времени, но и может молодеть в нем за счет увеличения психологического будущего или уменьшения прошлого. В-третьих, психологический возраст многомерен . Он может не совпадать в разных сферах жизнедеятельности. К примеру, человек может чувствовать себя почти полностью реализовавшимся в семейной сфере и одновременно ощущать нереализованность в профессиональной.

Указанным характеристикам можно найти немало жизненных иллюстраций. Не останавливаясь на них, перейдем к описанию возможных способов диагностики реализованности психологического времени и психологического возраста личности.

1. Каузометрические показатели. Рассмотрим конкретный пример. Пусть, выделив 15 наиболее важных событий своей жизни и указав их даты, респондент провел причинный и целевой анализ межсобытийных отношений, результаты которого представлены в следующей каузоматрице (табл. 16). В каузоматрице цифрой 1 обозначены указанные респондентом причинные и целевые связи. Зная дату опроса - между 11 и 12 событиями - нетрудно определить, к какому типу принадлежит каждая связь. Реализованные связи указаны в левом верхнем прямоугольнике каузоматрицы, где содержатся элементы, соответствующие отношениям событий хронологического прошлого (1-11). Всего имеется 10 реализованных связей.

В психологии существует понятие социального возраста человека.

Определить данный показатель можно по ряду критериев .

Что это такое?

Понятие подразумевает уровень соответствия достижений человека в обществе среднестатистическим показателям среди его ровесников.

Так, каждому этапу жизни человека соответствуют определенные события , которые на этом этапе традиционно происходят.

Есть период, в который подавляющее большинство людей заводят семьи, а есть временной жизненный промежуток, в который у многих появляются внуки.

Определенными временными рамками ограничивается время обучения в школе, поступления в ВУЗ, начала профессиональной деятельности, ухода на пенсию. Подобных примеров можно привести множество.

Если человек укладывается в существующие статистические границы, то его социальный возраст соответствует общепринятой норме.

В этом случае можно говорить о том, что «жизненное расписание» индивида сочетается с «жизненными расписаниями» его ровесников.

Уход от нормы может наблюдаться в двух направлениях:


От чего зависит?

Показатель складывается в процессе социализации человека в обществе . Под влиянием различных факторов человек проходит определенные пути развития, выполняет социальные роли и решает поставленные пред ним задачи.

Несмотря на то, что все члены современного общества поставлены примерно в одинаковые условия, индивидуальность каждого конкретного человека и особенности среды накладывает отпечаток на его жизнь.

Социальный возраст зависит от следующих условий:

  1. Наследственность . Гены играют огромную роль в формировании личности и оказывают влияние на всю жизнь человека.

    Дети не наследуют конкретные способности от своих родителей, но получают по факту рождения определенные задатки, которые могут проявиться в будущем. У родителей с высоким уровнем интеллектуального развития с большой вероятностью вырастет такой же талантливый ребенок, который сможет добиться высот в образовании, в профессиональной деятельности раньше своих ровесников.

  2. Уровень интеллекта . Этот показатель не может повлиять на время вступления в брак, рождение детей и другие аспекты повседневной жизни, но может иметь значение при построении карьеры. Умные люди с большей вероятностью достигают определенных успехов в профессии, чем их менее развитые ровесники. Но следует учитывать, что помимо интеллекта большое значение имеют и общие условия жизни, черты характера.

    Умный, но пассивный и неинициативный человек может в итоге оказаться среди отстающих от большинства.

  3. Воспитание в семье. — это основной, первичный . Именно в семье закладываются основные и убеждения.

    Нередко дети копируют модель поведения своих родителей. Например, у вступившей в ранний брак матери дочери так же рано в дальнейшем связывают себя брачными узами. У асоциальных родителей с большой вероятностью вырастают такие же асоциальные дети и т.д.

  4. Среда обитания . Уровень достижений человека во многом определяется средой, в которой формируется его личность. Так, из двух сверстников один может жить в благополучной семье и получать качественное образование, а другой расти в семье алкоголиков и не ходить в школу.

    Вероятность достигнуть к определенному промежутку жизни среднестатистического профессионального уровня и материального благополучия у первого ребенка во много раз выше, чем у второго.

  5. Материальные условия . Финансовые возможности оказывают влияние практически на все стороны жизни человека. Получить образование, создать семью, приобрести недвижимость, воспитать детей и многое другое можно сделать только при наличии определенных материальных благ.
  6. Черты характера . оказывает ключевое влияние на то, каких социальных успехов достигнет индивид в каждом . Даже при самых неблагоприятных стартовых условиях жизни целеустремленный, и развитый человек способен не только достичь среднестатистического уровня, но и пойти на опережение. В то же время его пассивный, инфантильный или ленивый ровесник может оказаться среди отстающих даже при самых благоприятных условиях.
  7. Влияние окружающих . Общество оказывает огромное влияние на жизнь человека. Общественное мнение, стереотипы, нормы и принципы, которые существуют в обществе в целом и в социальных группах индивида в частности формируют во многом его социальный возраст.

    Часто под влиянием ближайшего окружения и имеющихся в обществе люди вступают в брак, рожают детей, делают карьеру в престижной области и т.д.

Взаимосвязь с психологическим и биологическим возрастом

Биологический возраст — состояние организма, характерное для соответствующего хронологического этапа существования человека.

Часто данные, которые указаны у человека в паспорте, абсолютно не соответствуют его состоянию здоровья, существующим болезням и физическому самоощущению.

Психологический возраст — уровень психического развития, отношение к себе, к окружающим и к жизни.

Зависит не от паспортных данных, а от показателей развития интеллекта. Его также можно назвать интеллектуальным уровнем.

В зависимости от своего психологического состояния человек может приспосабливаться к различным условиям жизни в обществе, достигать поставленных целей, воспринимать окружающую действительность, проявлять мотивы поведения и т.д.

В современных условиях распространенной проблемой является отставание психологического возраста людей от реального уровня.

Инфантильность молодого поколения провоцируется избытком праздности и потребительским отношением к жизни.

Социальный показатель объединяет в себе оба из вышеперечисленных критериев.

Опережающее или запаздывающее биологическое, психологическое развитие оказывают непосредственное влияние на процесс социализации.

Как его определить?

Люди часто задаются вопросом, как определить свой социальный возраст. Для этого необходимо оценить следующие показатели своей жизни:

  • оценка нравственно-правового уровня (степень усвоения существующих в обществе правил и норм поведения, умение вести себя соответственно ситуации, знание своих прав и обязанностей и т.д.);
  • оценка (положение, которое человек занимает в обществе благодаря его профессиональным достижениям и включенности в различные );
  • определение социально-демографической роли (состояние в брачных отношениях, рождение детей, выход на пенсию и т.д.)
  • оценка профессиональных достижений (степень профессионализма, карьерные успехи).

Полученные результаты сравниваются со среднестатистическими показателями .

Также можно обратиться к специализированным тестам. Ответив на ряд вопросов, легко получить необходимую информацию.

Полученные сведения помогут оценить уровень собственных достижений и увидеть возможные проблемы.

Таким образом, социальный возраст есть у каждого человека, и он может не соответствовать реальным паспортным данным . При желании можно попробовать самостоятельно определить данный показатель.

Вопросы для подготовки к зачету

1. Представления о личности в современной психологии.

Личность – не материальное существо или природная категория, а социально-культурологическая конструкция.

Слово «рerson» происходит от латинского «per» и «sonare», то есть, «через, посредством звучания». Это основано на факте, что в Древней Греции и Древнем Риме сценические актеры надевали маски, которые отражали их персонаж. И эти маски служили примитивными громкоговорителями, помогая усиливать голос актера. На концепцию личности повлиял этот имидж актера, играющего свою роль через маску. Поэтому философы и социологи часто рассматривали личность как нечто не подлинное, маскировку.

Из вышеизложенного следует, что основные черты личности должны включать способность освоить роль на культурной сцене.

Например, Карл Роджерс описывал личность в терминах "себя": как организованную, долговременную, субъективно воспринимаемую сущность, составляющую самую сердцевину наших переживаний. Гордон Олпорт определял личность как то, что индивидуум представляет собой на самом деле – внутреннее "нечто", детерминирующее характер взаимодействия человека с миром. А в понимании Эрика Эриксона индивидуум в течение жизни проходит через ряд психосоциальных кризисов и его личность предстает как функция результатов кризиса. Джордж Келли рассматривал личность как присущий каждому индивидууму уникальный способ осознания жизненного опыта. Совсем другую концепцию предложил Рэймонд Кеттел, по мнению которого, ядро личностной структуры образуется шестнадцатью исходными чертами.

Столь явная несхожесть приведенных концепций недвусмысленно показывает, что содержание личности с позиции разных теоретических представлений гораздо многограннее, чем представленное в первоначальной концепции "внешнего социального образа". Она несет в себе нечто более важное, существенное и постоянное.



· В большинстве определений подчеркивается значение индивидуальности, или индивидуальных различий. В личности представлены такие особые качества, благодаря которым данный человек отличается от всех остальных людей. Кроме того, понять, какие специфические качества или их комбинации дифференцируют одну личность от другой, можно только путем изучения индивидуальных различий.

· В большинстве определений личность предстает в виде некоей гипотетической структуры или организации. Поведение индивидуума, доступное непосредственному наблюдению, по крайней мере частично, рассматривается как организованное или интегрированное личностью. Другими словами, личность – абстракция, основанная на выводах, полученных в результате наблюдения за поведением человека.

· В большинстве определений подчеркивается важность рассмотрения личности в соотношении с жизненной историей индивидуума или перспективами развития. Личность характеризуется в эволюционном процессе в качестве субъекта влияния внутренних и внешних факторов, включая генетическую и биологическую предрасположенность, социальный опыт и меняющиеся обстоятельства окружающей среды.

· В большинстве определений личность представлена теми характеристиками, которые "отвечают" за устойчивые формы поведения. Личность как таковая относительно неизменна и постоянна во времени и меняющихся ситуациях; она обеспечивает чувство непрерывности во времени и окружающей обстановке.

Несмотря на вышеперечисленные точки соприкосновения, определения личности у разных авторов существенно варьируют. Для понимания того, что именно тот или иной ученый подразумевает под термином "личность", необходимо проанализировать теорию в ее существенных деталях. Основательная проверка теории позволяет выявить формы поведения, на которых фокусируется теоретик, а также специфические методы, применявшиеся при изучении этого поведения. Следует добавить, что те или иные определения личности не обязательно истинны или ложны, но лишь более или менее полезны психологам при исследовании, объяснении закономерностей человеческого поведения, а также при обсуждении результатов.

Классические понятия психологии личности. Рост, созревание, понятие развития. Среда и наследственность: схема двухфакторной детерминации личности.

В деятельности же индивид присваивает социальный опыт и формируется как личность. Следовательно, личностью мы можем назвать индивида, обладающего механизмом усвоения социального опыта.

Выделяют следующие свойства личности:

Личность – абстракция;

Личность не включает генотипические и физиологические особенности;

Личность – совокупность социальных качеств человека;

Способ существования – деятельность.

Индивид – это данный конкретный человек со всеми присущими ему особенностями (один из людей).

Личность – прижизненное системное образование, отражающее социальную сущность реального человека как сознательного субъекта познания и активного преобразователя мира. Индивидуальность – это личность в ее своеобразии (табл. 1). Это самое узкое по содержанию понятие. Оно содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое отличает данного человека от других.

Основная цель современной психологии личности – объяснить с позиции науки, почему люди ведут себя так, а не иначе.

Другая цель психологии личности – помогать людям получать большее удовлетворение от жизни (Л. Хьелл, А. Зиглер, 1997).

В задачи психологии личности входит:

Исследование общего и частного в проявлении личности.

Изучение структуры личности.

Изучение механизмов развития личности.

Изучение закономерностей развития личности.

Описание, объяснение, прогноз и коррекция личностного развития.

2. Историческое развитие взглядов на структуру личности.

Психология личности стала экспериментальной наукой в первые десятилетия нашего века. Ее становление связано с именами таких ученых, как А. Ф. Лазурский, Г. Олпорт, Р. Кеттел и др.

Однако теоретические исследования в области психологии личности велись задолго до того времени, и в истории соответствующих исследований можно выделить, по меньшей мере, три периода: философско-литературный, клинический и экспериментальный.

Первый берет свое начало от работ древних мыслителей и продолжается вплоть до начала XIX века. Этот период можно разделить на следующие этапы:

Античность. Античные мыслители предполагали, что душа человека не может быть понята из нее самой. В их объяснениях ее генезиса и структуры обнаруживаются три направления поиска тех больших, независимых от индивида сфер, по образу и подобию которых трактовался микрокосм индивидуальной человеческой души.

Первое направление исходило из объяснения психики законами движения и развития материального мира. Здесь в качестве руководящей выступала идея об определяющей зависимости душевных проявлений от общего строя вещей, их физической природы.

Второе направление было создано Аристотелем. Оно ориентировалось не на природу в целом, а только на живую природу. Оно позволило трактовать психическое не как обитающую в теле душу, имеющую пространственные параметры и способную покидать организм, с которым она внешне связана, а как способ организации поведения живых систем.

Третье направление ставило душевную деятельность индивида в зависимость от форм, которые создаются человеческой культурой, а именно от понятий, идей, этических ценностей, которые представлены в виде особых духовных сущностей. Исследований не проводилось, психология входила в рамки философии.

Средневековье. Развитие арабоязычной науки (Ибн Сина и физиологическая психология); схоластика (греч. σχολαστικός, «учёный, школьный») - систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля, томизм – засилье религии, теологическая психология; Возрождение: Ф. Бэкон и его идея методологии, исходившей из познания причин вещей с помощью опыта и индукции.

XVII век. Новую эпоху в развитии психологической мысли открыли концепции, вдохновленные триумфом механики (Р. Декарт – открытие рефлекса, противопоставление тела и души – дуализм; Спиноза и попытки построить психологическое учение о человеке как целостном существе, духовно-телесном).

XVIII век. Развитие ассоцианизма как течения, объясняюшего развитие психического мира человека (Гартли); солипсизма (от лат. solus - «единственный» и лат. ipse - «сам») - радикальная философская позиция, характеризующаяся признанием собственного индивидуального сознания в качестве единственно-несомненной реальности и отрицанием объективной реальности окружающего мира. Иногда этот термин употребляется в этическом смысле как крайний эгоцентризм (Беркли), предполагающего отрицание любого бытия кроме сознания. Кант и его учение об источниках и принципах научного знания. Учение Канта, доказывая априорную целостность психического образа объекта, отвергало ассоцианизм, считавший первичным психические атомы, которые объединяются благодаря ассоциациям. Кант считал, что сознание изначально организовано, обладает структурой и способами построения своего материала.

Особенности периода:

Психология находится в рамках философии;

«наивная психология»;

Описательная психология;

Изучение вопросов о нравственной и социальной природе человека;

Первые попытки определения личности и того, что человек может назвать своим, личным.

В первые десятилетия XIX века наряду с философами и писателями проблемами психологии личности заинтересовались врачи-психиатры. Они первыми стали вести систематические наблюдения за личностью больного в клинических условиях, изучать историю его жизни для того, чтобы лучше понять наблюдаемое поведение. При этом делались не только профессиональные заключения, связанные с диагностикой и лечением душевных заболеваний, но и общенаучные выводы о природе человеческой личности. Этот период получил название клинический .

Вплоть до начала XX века философско-литературный и клинический подходы к личности были единственными попытками проникновения в ее сущность. В клинический период изучения личности представление о ней как об особом феномене было сужено по сравнению с философско-литературным периодом. В центре внимания психиатров оказались особенности личности, обычно обнаруживающиеся у больного человека. В дальнейшем было установлено, что эти особенности есть, но умеренно выражены практически у всех здоровых людей, а у больных, как правило, гипертрофированны. Это относится, например, к экстраверсии, интроверсии, тревожности и ригидности, заторможенности и возбудимости. Определения личности врачами-психиатрами даны в терминах черт, пользуясь которыми можно описать и вполне нормальную, и патологическую, и акцентуированную личность.

Такое определение само по себе было правильным для решения психотерапевтических задач. Однако для целостного описания психологии нормальной личности такие определения являлись слишком узкими. В них не входили такие качества личности, которые при любых условиях, даже если они крайне выражены, всегда положительны, «нормальны». Например, способности, порядочность, совесть, честность и др.

Особенности периода:

Атомистический подход (разложение психологии на отдельные процессы и состояния);

Метод наблюдения и интроспекции как основной в описании и объяснении особенностей личности;

Сужение представлений о личности как особом феномене, попытки определения личности;

Концентрация на определении черт;

Концентрация на патологии;

Отсутствие целостного описания личности;

Единичность и разрозненность сведений;

Появление первичных экспериментов и математической статистики.

Новая область знания – психология личности не могла строиться на старой, умозрительной основе, или на базе не проверенных, собранных в клинике единичных данных. Нужны были, во-первых, решительный поворот от больной личности к здоровой; во-вторых, новые, более точные и надежные методы ее исследования; в третьих, научный эксперимент, отвечающий научным требованиям.

Важной задачей экспериментального периода в изучении личности стала разработка надежных и валидных тестовых методов оценивания нормальной личности. Экспериментальные исследования личности в России были начаты А. Ф. Лазурским, а за рубежом – Г. Айзенком и Р. Кеттеллом. А. Ф. Лазурский разработал технику и методику ведения систематических научных наблюдений личности, а также процедуру проведения естественного эксперимента, в котором можно было получать и обобщать данные, касающиеся психологии и поведения здоровой личности. Заслугой Г. Айзенка явилась разработка методов и процедур математической обработки данных наблюдений, опросов и анализа документов, собранных о личности из разных источников. Г. Олпорт заложил основы новой теории личности, получившей название «теория черт». Р. Кеттелл придал исследованиям личности, проводимым в рамках черт, экспериментальный характер. Он ввел в процедуру экспериментального исследования метод факторного анализа, выделил, определил и описал ряд реально существующих факторов личности, или черт личности. Он же заложил основы современной тестологии личности, разработав один из первых личностных тестов.

Особенности периода:

Концентрация внимания на нормальной личности;

Определение личности (в норме и патологии);

Использование эксперимента для исследования личности;

Разработка тестовых методов оценивания личности;

Разработка методов и процедур математической статистической обработки экспериментов;

Разработка теорий личности;

Разработка структур личности;

Исследование проблем развития личности.

Современная психология личности решает восемь основных глобальных вопросов:

Как развивается личность человека?

Что мотивирует поведение человека?

Как человек приходит к тому, чтобы думать и узнавать о себе и окружении?

Какова природа социальной жизни человека?

Чем объясняется уникальность личности?

Каковы основные детерминанты личностного расстройства ?

Каковы определяющие характеристики психически здорового взрослого?

Почему одни идут в направлении компетентности и зрелости , а другие – некомпетентности и незрелости?

Наиболее приоритетными и наименее изученными в психологии личности можно назвать следующие направления:

Изучение нейрофизиологических, биохимических и генетических основ личности.

Исследование когнитивных процессов и их взаимосвязи с другими аспектами психологического функционирования.

Изучение взаимодействия ситуационных факторов и личностных переменных и их относительный вклад в поведение.

Изучение развития личности в среднем и старшем возрасте (в настоящее время слабо изучено).

Изучение проблем, относящихся к практической деятельности человека.

3. Стадиальность психического развития личности (Фрейд, Пиаже, Валлон, Эриксон, Колдберг).

Среда и наследственность

К числу наиболее спорных вопросов в психологии личности относится вопрос о соотношении среды и наследственности. В психологии эта проблема фигурирует под разными названиями: соотношение среды и наследственности; внешняя и внутренняя детерминация развития личности; объективные и субъективные факторы ее развития и т. д. Сторонники каждого из направлений находят множество аргументов в пользу того или иного взгляда на природу и детерминацию личности.

Было проведено множество исследований в пользу теорий среды и наследственности. Итог исследований, за которыми стоит постановка проблемы «среда или наследственность», лишний раз убеждает в том, что проблема исходно поставлена в некорректной форме. Но если ни ситуация сама по себе, ни личность сама по себе не определяют большинство человеческих поступков, то что их определяет? Ответ на этот вопрос в самых разных подходах к исследованию причин поведения личности звучит следующим образом: взаимодействие между личностью и ситуацией, взаимодействие между средой и наследственностью.

Выход из положения был найден в различного рода двухфакторных теориях детерминации развития личности. Данные теории до сих пор определяют постановку проблемы о соотношении биологического и социального в человеке, а также методы ее изучения.

Существует три наиболее распространенных варианта двухфакторных теорий, или «концепций двойной детерминации развития» личности человека:

теория конвергенции двух факторов. В. Штерн, предложивший эту теорию, считает, что личность выступает как продукт социальной среды, т. е. социального фактора, так и наследственных предиспозиций, которые достаются человеку от рождения, т. е. биологического фактора. Социальный фактор (среда) и биологический фактор (диспозиции организма) приводят к возникновению нового состояния личности. Позиция В. Штерна приводит к дуализму – механистически сложенного биологического и социального в жизни человека – в понимании детерминант личностного развития;

теория конфронтации двух факторов. Эта теория выступила в психоанализе З. Фрейда, а затем в индивидуальной психологии А. Адлера, аналитической психологии К. Г. Юнга, неофрейдистов Э. Фромма, К. Хорни и др. З. Фрейд считал, что любая динамика и развитие жизни могут быть поняты, исходя из изучения двух принципов душевной деятельности – принципа стремления к удовольствию (избегания неудовольствия) и принципа реальности.

В соответствии с принципом реальности «душевный аппарат» человека вынужден считаться с реальными отношениями мира, а также стремиться преобразовать их. Благодаря «воспитанию» удается временно примирить те силы, которые сталкиваются из-за противоборства принципа реальности и принципа удовольствия. Если человек, побуждаемый либидозной энергией, стремится к получению удовольствия, то реальная социальная среда накладывает свои нормы, свои запреты, препятствующие достижению той или иной потребности.

С внешней стороны – это конфликт между культурой, обществом и влечениями личности. Во внутреннем плане – конфронтация биологического и социального обозначается З. Фрейдом как изначальный конфликт между различными инстанциями личности «Сверх-Я» и «Оно»;

концепция взаимодействия двух факторов. Человек – существо социально-генетическое.

И это связано не только с тем, что он родился в обществе. За его появлением на свет стоит сложнейший процесс преобразования эволюционных закономерностей образа жизни в истории филогенеза, антропогенеза и социогенеза.

В связи с этим постановка вопроса о «степени животности» и «степени социальности» человека в обществе некорректна в самой своей основе. Она, во-первых, изолирует человека из системы общества, в которой он только и существует, во-вторых, абстрагируется от истории преобразования образа жизни человеческого вида в антропогенезе и социогенезе, игнорирует специфику истории человеческого вида в эволюции.

Концепция взаимодействия двух факторов объясняет развитие личности как процесс активной и пассивной адаптации к социально-экономической ситуации.

Дуализм схем двух факторной детерминации развития личности, устойчиво поддерживаемый антропоцентрической парадигмой мышления о человеке, помещением человека в «искусственные миры» среды и культуры вместо анализа образа жизни человека в обществе, абсолютизацией филогенетических, социогенетических и онтогенетических закономерностей развития, а также гомеостатической моделью развития психики человека преодолевается в системной и конкретно-научной деятельностной методологии человекознания (А. Г. Асмолов, 1990).

Социализация

Социализация – процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений.

Социализация – это всеобщий процесс, благодаря которому человек становится членом социальной группы: семьи, общины, рода. Социализация включает усвоение всех установок, мнений, обычаев, жизненных ценностей, ролей и ожиданий конкретной социальной группы. Этот процесс длится всю жизнь, помогая людям обрести душевный комфорт и чувствовать себя полноправными членами общества или какой-то культурной группы внутри этого общества (D . A . Goslin, 1969).

Признаки социализации:

Человек обогащается общественным опытом;

Индивидуализируется;

Становится личностью;

Приобретает возможность и способность быть не только объектом, но и субъектом социальных воздействий.

Три аспекта социализации:

1) индивидуализация (процесс движения от интерпсихического к интрапсихическому, индивидуальному);

2) интимизация связана с проблемами самосознания. Этот процесс интериоризации социального опыта слабо изучен;

3) производство внутреннего плана сознания (процесс переноса внешнего во внутренний план, материального – в идеальный).

Поведение и переживание

Поведение представляет собой целенаправленную систему последовательно выполняемых действий, осуществляющих практический контакт организма с окружающими его условиями жизни. Источником поведения являются потребности индивида.

Характеристики поведения:

Общественно обусловлено;

Сознательно;

Имеет цель;

Произвольно;

Созидательно;

Носит характер деятельности.

Единицами поведения являются поступки .

Личностное поведение – это поведение, в основе которого лежат обращения одного субъекта к другому, являющиеся с одной стороны, прямыми или опосредованными притязаниями, а, с другой, их прямым или опосредованным признанием или непризнанием (Т. В. Сенько, 1998).

Поведение индивида всегда носит характер переживания.

Переживание – это особая деятельность, особая работа по перестройке психологического мира, направленная на установление смыслового соответствия между сознанием и бытием, общей целью которой является повышение осмысленности жизни (Ф. Е. Василюк, 1989).

Переживание – не эпифеномен, приуроченный исключительно ко внутренним, душевным процессам. Критическая ситуация в самом общем виде должна быть определена как ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр.). Существуют четыре ключевых понятия, которыми в современной психологии описывается критическая жизненная ситуация: стресс, фрустрация, конфликт, кризис.

Стресс - неспецифический ответ организма на воздействие вредных агентов. Не любое требование среды вызывает стресс, а лишь то, которое оценивается как угрожающее.

5. Основные компоненты теории личности.

Теория личности состоит из многих «мини» теорий, каждая из которых фокусируется на отдельных вопросах или темах, рассматриваемых психологией. Эти темы составляют концептуальную область теории личности – они раскрывают содержание теории и границы ее приложения.

Компоненты теорий личности

Структура личности.

Мотивация. Целостная теория личности должна объяснять, почему люди поступают так, а не иначе. Концепции мотивации – процессуальные аспекты функционирования индивидуума, фокусируются на динамических, изменяющихся особенностях поведения человека.

Развитие личности. Концепции развития фокусируются на вопросе о том, как мотивационные аспекты функционирования личности меняются от младенчества до зрелости, а потом в старости. Объяснение этих изменений является ключевым компонентом в теории личности.

Личностное развитие происходит на протяжении всей жизни. Существуют различные стадийные модели развития (например, у З. Фрейда – психосексуальное развитие, у К. Роджерса – формирование Я-концепции).

Личностный рост обусловлен множеством внешних и внутренних детерминант. К внешним, или детерминантам окружения относятся: принадлежность индивидуума к определенной культуре, социально- экономическому классу и уникальной для каждого семейной среде. С другой стороны, внутренние детерминанты включают генетические, биологические и физиологические факторы. Дальнейшее описание множества изменений, сопровождающих наше развитие (физических, социальных, интеллектуальных, эмоциональных, моральных и т. д.), показывает какой сложной является проблема развития человека.

Психопатология. Каждый персонолог уделяет внимание вопросу о том, почему некоторые люди демонстрируют патологические, или неадекватные стили поведения в повседневной жизни. Этиология – изучение и объяснение причин ненормального функционирования – является центральной темой этого компонента теорий личности. Теория личности должна содержать обоснованный анализ причин того, почему некоторые люди ощущают жизнь такой напряженной и не могут выработать эффективные навыки решения проблем.

Психическое здоровье. Теория личности должна предложить критерии оценки здоровой личности. В большинстве теорий личности рассматривается вопрос о том, из каких компонентов складывается психическое благополучие (например, З. Фрейд функционирование зрелой личности характеризует способностью продуктивно работать и поддерживать удовлетворительные межличностные отношения, ставить долговременные цели, справляться с тревогой; А. Маслоу здоровье личности связывает с иерархией потребностей).

Изменение личности с помощью терапевтического воздействия. Это вопрос о том, как помогать людям повышать свою компетентность, уменьшать проявления недостаточно адаптивного поведения и достигать позитивных изменений. Во многих теориях личности были достаточно подробно разработаны клинические или консультативные аспекты.

Функции теорий личности

Теория – набор условностей, созданных теоретиками. То есть теории не даны и предопределены природой. Теории выполняют две основные функции: они объясняют и предсказывают поведение.

Теории личности выполняют разные функции в психологии. Они дают нам возможность объяснить, что собой представляют люди (выявить относительно постоянные личностные характеристики и способ их взаимодействия), понять, каким образом эти характеристики развиваются во времени и почему люди ведут себя определенным образом. Теории также позволяют нам прогнозировать появление новых взаимосвязей, не изучавшихся ранее.

Выводы

1. Теории личности представляют собой организованные попытки продвинуться в понимании поведения человека с точки зрения психологии.

2. Хотя в настоящее время нет общепринятого единственного определения личности, тем не менее, в большинстве теоретических определений личность рассматривается как общая идея индивидуальных различий, как гипотетическая структура, как процесс развития на протяжении жизни, а также как сущность, объясняющая стабильные формы поведения.

3. Теории личности выполняют две основные функции: первая - обеспечение понятийной основы, дающей возможность объяснить те или иные классы наблюдаемых взаимосвязанных событий; вторая - предсказание событий и связей, до сих пор не изучавшихся.

4. Теории личности фокусируются на шести самостоятельных аспектах поведения человека: структуре, мотивации, развитии, психопатологии, психическом здоровье и изменении поведения посредством терапевтического воздействия.

5. Анализ аспектов личности и ее организации осуществляется с помощью ряда стратегий. Каждая из стратегий выделяется по основному объекту исследования, методическим процедурам, понятийному аппарату.

6. Структура личности как ключевой компонент теории личности.

Структура личности. Основным признаком любой теории личности являются структурные концепции, имеющие дело с относительно неизменными характеристиками, которые люди демонстрируют в различных обстоятельствах и в разное время. Эти стабильные характеристики выполняют роль основных строительных блоков человеческой психики (однако, они гипотетичны!).

Наиболее популярная структурная концепция – черта личности. Черта рассматривается как устойчивое качество или склонность человека вести себя определенным образом в разнообразных ситуациях (например, черта в теориях Р. Кеттелла, Г. Айзенка, Г. Олпорта).

Структура личности может быть описана также при помощи концепции типа личности. Тип личности описывается в виде совокупности множества различных черт, образующей самостоятельную категорию с четко очерченными границами (например, у К. Г. Юнга деление на экстравертов и интровертов). Построения структуры могут быть простые (Дж. Келли) и сложные (З. Фрейд).

В структуру личности включают – способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, социальные установки. Рассмотрим набор черт, которые по мнению Р.Мейли, достаточно полно характеризуют личность:

1. Уверенность в себе - неуверенность в себе.

2. Интеллектуальность, аналитичность - ограниченность, отсутствие развитого воображения.

3. Зрелость ума - непоследовательность, аналогичность.

4. Рассудительность, сдержанность, стойкость - суетливость, подверженность влиянию.

5. Спокойствие, самообладание - нервозность, невротичность.

6. Мягкость - черствость, цинизм.

7. Доброта, терпимость, ненавязчивость - эгоизм, своеволие.

8. Дружелюбие, покладистость, гибкость - ригидность, тираничность, мстительность.

9. Добросердечие,мягкость - злобность, черствость.

10. Реализм - мечтательность.

11. Сила воли - безволие.

12. Добросовествность, порядочность - недобросовествность, непорядочность.

13. Последовательность, дисциплина ума - непоследовательность, разбросанность.

14. Уверенность - неуверенность

15. Взрослость - инфантилизм.

16. Тактичность - бестактичность.

17. Открытость, контактность - замкнутость, уединенность.

18. Веселость - грустность.

19. Очарование - разочарование.

20. Общительность - необщительность.

21. Активность - пассивность.

22. Самостоятельность - конформность.

23. Экспрессивность - сдержанность.

24. Разнообразие интересов - узкость интересов.

25. Чувственность - холодность.

26. Серьезность - ветренность.

27. Честность - лживость.

28. Агрессивность - доброта.

29. Бодрость - вялость.

30. Оптимизм - пессимизм.

31. Смелость - трусость.

32. Щедрость - скупость.

33. Независимость - зависимость .

К психологическим характеристика самоактуализирующейся личности относятся:

1. Активное восприятие действительности и способность хорошо ариентироваться в ней.

2. Принятие себя и других людей такими какие они есть.

3. Непосредственность в поступках и спонтанность в выражении своих мыслей и чувств.

4. Сосредоточенность внимания на том, что происходит вовне.

5. Обладание чувством юмора.

6. Развитые творческие способности

7. Неприятие условностей.

8. Озабоченность благополучием других людей, а не обеспечением только собственного счастья.

9. Способность к глубокому пониманию жизни.

10. Установление с окружающими людьми, хоть и не совсеми доброжелательных личностных взаимодействий.

11. Способность смотреть на жизнь с объективной точки зрения.

12. Умение полагаться на свой опыт, разум и чувства, а не на мнение других людей, традиции или условности.

13. Открытое и честное поведение во всех ситуациях.

14. Способность брать на себя ответственность, а не уходить от нее.

15. Приложение максимума усилий для достижения поставленных целей.

Структура личности, представляет собой совокупность, иерархию и определенное взаимодействие различных элементов. Эта структура устойчива, но в то же время подвержена различным изменениям в процессе прогресса и регресса, а иногда подвержена распаду – деструкции. Деструкции приводят в структуре личности к разным отклонениям – девиантное поведение.

Выделяют биологическую, социальную и психологическую структуру личности. Они все взаимосвязаны и зависимы друг от друга.

Социалогическая структура личности включает в себя совокупность объективных и субъективных свойств индивида, возникающих и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности, под влиянием тех общностей и объединений, в которые входит человек. Главной характеристикой структуры дичности является ее деятельность, как самостоятельность и взаимодействие с другими людьми Рассматривая структуру личности как систему, то можно в ней выделить следующие подсистемы или два мира личности:

1. Внутренний мир личности. Мир сознания, который скрыт от других и в большенстве случаев для них не понятен. Этот мир живущий для самой личности.

2. Деятельный мир личности, он открыт для людей и позволяющий не только наблюдать внешние его проявления, но и проникать в его внутреннюю жизнь.

Эти два мира тесно связаны между собой, но одним полюсом является их полное совпадение, совпадения сознания и поведения, другим полюсом является их полное несоответствие друг друга.

Во внутренний мир человека входят – потребности, интересы, цели, мотивы, ожидания, целостные ориентации, установки, диспозиции. Благодаря взвимосвязи медду ними существуют внутриличностные мотивационные и диспазиционные механизмы.

7. Методы исследования в психологии личности.

Метод наблюдения

Наблюдение – основной метод изучения личности, то, без чего нет любого подхода к изучению личности. Наблюдение предполагает целенаправленное изучение.

Требования к наблюдению:

Сохранение естественности;

Целенаправленность;

Фиксация результатов.

1. Естественное наблюдение – это наблюдение и регистрация наблюдаемых проявлений в реальной жизни (реальных жизненных условиях). Естественное наблюдение является богатым источником информации.

Положительные стороны:

Поведение в естественных ситуациях,

Проведение в повседневном окружении.

Недостатки:

Непредсказуемость событий,

Наложение проблем наблюдателя (личный фактор),

Малая выборка,

Непреднамеренное вмешательство в происходящие события (нарушение чистоты наблюдения).

Понятие «возраст» можно рассматривать с разных аспектов: с точки зрения хронологии событий, биологических процессов организма, социального становления и психологического развития.

Возраст охватывает весь жизненный путь. Отсчет его начинают от рождения и заканчивают физиологической смертью. Возраст показывает от рождения до конкретного события в жизни человека.

Рождение, взросление, развитие, старость - все жизни человека, из которых и состоит весь земной путь. Появившись на свет, человек начал свой первый этап, и дальше, с течением времени, пройдет все их последовательно.

Классификация возрастных периодов с точки зрения биологии

Единой классификации не существует, в разное время она составлялась по-иному. Разграничение периодов связывают с определенным возрастом, когда происходят значительные перемены в организме человека.

Жизни человека - это периоды между ключевыми «точками».

Паспортный, или хронологический возраст может не совпадать с биологическим. Именно по последнему можно судить о как он будет выполнять свою работу, какие нагрузки может выдержать его организм. Биологический возраст может как отставать от паспортного, так и опережать его.

Рассмотрим классификацию жизненных периодов, в основу которой легло понятие возраста на основе физиологических изменений организма:

Возрастные периоды
возраст период
0-4 недели новорожденный
4 недели - 1 год грудной
1-3 года раннее детство
3-7 лет дошкольный
7-10/12 лет младший школьный
девочки: 10-17/18 лет подростковый
мальчики: 12-17/18 лет
юноши 17-21 год юношеский
девушки 16-20 лет
мужчины 21-35 лет зрелый возраст, 1 период
женщины 20-35 лет
мужчины 35-60 лет зрелый возраст, 2 период
женщины 35-55 лет
55/60-75 лет пожилой возраст
75-90 старческий возраст
90 лет и более долгожители

Взгляды ученых на возрастные периоды жизни человека

В зависимости от эпохи и страны ученые и философы предлагали различные критерии для градации основных жизненных этапов.

Например:

  • Китайские ученые делили человеческую жизнь на 7 фаз. «Желанным», к примеру, назывался возраст от 60 до 70 лет. Это период развития духовности и мудрости человека.
  • Древнегреческий ученый Пифагор отождествлял этапы жизни человека со временами года. Каждый длился 20 лет.
  • Идеи Гиппократа стали основополагающими для дальнейшего определения периодов жизни. Он выделил 10, длиной в 7 лет каждый, начиная от рождения.

Периоды жизни по Пифагору

Античный философ Пифагор, рассматривая этапы бытия человека, отождествлял их со временами года. Он выделял их четыре:

  • Весна - начало и развитие жизни, от рождения и до 20 лет.
  • Лето - молодость, от 20 до 40 лет.
  • Осень - расцвет, от 40 до 60 лет.
  • Зима - угасание, от 60 до 80 лет.

Периоды по Пифагору имели продолжительность ровно 20 лет. Пифагор считал, что все на Земле измеряется числами, к которым он относился не только как к математическим символам, но и наделял их неким магическим смыслом. Числа позволяли ему также определять характеристики космического порядка.

К возрастным периодам Пифагор применял также и понятие «четверица», потому что сравнивал их с вечными, неизменными явлениями природы, например, стихиями.

Периоды жизни человека (по Пифагору) и их преимущества имеют в основе учения об идею вечного возвращения. Жизнь - вечна, как сменяющие друг друга сезоны, и человек - частичка природы, живет и развивается по ее законам.

Понятие «времен года» по Пифагору

Отождествляя возрастные промежутки жизни человека со временами года, Пифагор акцентировал внимание на том, что:

  • Весна - время начала, зарождения жизни. Ребенок развивается, с наслаждением впитывая в себя новые знания. Ему кругом интересно, но все пока происходит в виде игры. Ребенок расцветает.
  • Лето - период взросления. Человек цветет, его притягивает все новое, еще неизвестное. Продолжая расцветать, человек не теряет своего детского веселья.
  • Осень - человек стал взрослым, уравновешенным, былая веселость уступила место уверенности и неспешности.
  • Зима - период размышлений и подведения итогов. Человек прошел большую часть пути и теперь рассматривает результаты своей жизни.

Основные периоды земного пути людей

Рассматривая существование индивидуума, можно выделить основные периоды жизни человека:

  • юность;
  • зрелый возраст;
  • старость.

На каждой ступени человек приобретает что-то новое, пересматривает свои ценности, меняет социальный статус в обществе.

Основу существования составляют периоды жизни человека. Особенности каждого из них связаны со взрослением, изменениями в окружении, состоянием души.

Особенности основных этапов существования личности

Периоды жизни человека имеют свои особенности: каждый этап дополняет предыдущий, приносит с собой что-то новое, то, чего еще не было в жизни.

Юности присущ максимализм: происходит рассвет умственных, творческих способностей, основные физиологические процессы взросления завершены, улучшается внешний вид, самочувствие. В этом возрасте устанавливается система начинает цениться время, повышается самоконтроль, происходит переоценка окружающих. Человек определяется с направлением своей жизни.

Достигнув порога зрелости, человек уже достиг определенных вершин. В профессиональной сфере он занимает стабильную позицию. Этот период совпадает с укреплением и максимальным развитием социального статуса, решения принимаются обдуманно, человек не избегает ответственности, ценит сегодняшний день, может простить себе и другим совершенные ошибки, реально оценивает себя и других. Это возраст достижений, покорения вершин и получения максимальных возможностей для своего развития.

Старость более связана с потерями, чем с приобретениями. Человек заканчивает трудовую деятельность, меняется его социальное окружение, появляются неизбежные физиологические изменения. Однако человек все равно может заниматься саморазвитием, в большинстве случаев это происходит больше на духовном уровне, на развитии внутреннего мира.

Критические точки

Важнейшие периоды жизни человека связаны с изменениями в организме. Их можно также назвать критическими: изменяется гормональный фон, из-за чего происходят изменения в настроении, появляется раздражительность, нервозность.

Психолог Э. Эриксон выделяет 8 кризисных периодов жизни человека:

  • Подростковый период.
  • Вступление человека во взрослую жизнь - тридцатилетие.
  • Переход на четвертый десяток.
  • Сорокалетие.
  • Середина жизни - 45 лет.
  • Пятидесятилетие.
  • Пятидесятипятилетие.
  • Пятидесятишестилетие.

Уверенное преодоление "критических точек"

Преодолевая каждый из представленных периодов, человек переходит на новую ступень развития, при этом побеждает трудности, возникшие у него на пути, и стремится к покорению новых вершин своей жизни.

В ребенок отрывается от родителей и пытается самостоятельно найти свое направление в жизни.

На третьем десятке человек пересматривает свои принципы, меняет взгляды на окружающее.

Приближаясь к четвертому десятку, люди стараются укрепиться в жизни, подняться по карьерной лестнице, начинают думать более рационально.

В середине жизни человек начинает задумываться, правильно ли он живет. Появляется желание что-то сделать, что оставит память о нем. Появляется разочарование и страх за свою жизнь.

В 50 лет замедление физиологических процессов отражается на здоровье, происходят возрастные изменения. Однако человек уже правильно расставил жизненные приоритеты, его нервная система работает стабильно.

В 55 лет появляется мудрость, человек наслаждается жизнью.

В 56 лет человек больше задумывается о духовной стороне своей жизни, развивает внутренний мир.

Врачи утверждают, что если быть готовым и знать о критических периодах жизни, то их преодоление произойдет спокойно и безболезненно.

Заключение

Человек сам решает, по каким критериям он разделяет свои жизненные периоды, и что он вкладывает в понятие «возраст». Это может быть:

  • Чисто внешняя привлекательность, которую человек стремится продлить всеми доступными способами. И считает себя молодым, пока это позволяет внешность.
  • Деление жизни на «молодость» и «конец молодости». Первый период длится, пока есть возможность жить без обязательств, проблем, ответственности, второй - когда появляются проблемы, жизненные трудности.
  • Физиологические изменения организма. Человек четко следует за изменениями и отождествляет с ними свой возраст.
  • Понятие возраста связано с состоянием души и сознания. Человек отмеряет свой возраст состоянием души и внутренней свободой.

Пока жизнь человека наполнена смыслом, желанием познавать что-то новое, и все это органично сочетается с мудростью и духовным богатством внутреннего мира, человек будет вечно молодым, несмотря на ослабление физических возможностей своего организма.

Психологический возраст личности? Это уровень психического и умственного развития, характерный для определенного возраста человека. В этой статье вы найдете информацию о том, как узнать психологический возраст, какие существуют его особенности и можно ли его изменить.

Тяжкий груз

Один человек может в 20 лет быть отягощен грузом проблем настолько, что его психическое развитие уходит далеко вперед. Он сам ощущает себя слишком взрослым для своих лет и ведет себя так, будто ему лет тридцать: заботится о младшем брате или зарабатывает деньги на лечение больной матери вместо того, чтобы веселиться в ночных клубах.

В данном случае психологический возраст человека явно опережает биологический. Другая персона в сорок лет играет в компьютерные игры, может "сорваться" и внезапно уехать в путешествие, не стремится обзавестись семьей и детьми, считает, что это ограничит его свободу. Его психологический возраст, наоборот, отстает (или запаздывает).

От чего это зависит?

Твой психологический возраст зависит от того, как ты относишься к жизни. Это приходит с опытом, с пережитыми проблемами или, наоборот, с их отсутствием. Но все можно изменить, поэтому отчаиваться раньше времени не стоит!

Стадии психологического возраста

Многие отечественные и зарубежные психологи пытались систематизировать стадии и выделить возраста, основываясь на каком-то одном критерии, поэтому существует множество различных периодизаций. Разбираться в научных терминах - удел ученых, мы возьмем одно из описаний, составленное Эриксоном.

Он выделил 8 ступеней, на основе которых может быть выделена возраста:

На примерах

Основываясь на вышесказанном, можно определить психологический возраст сорокалетнего мужчины, который никак не может расстаться с одной социальной группой (рок-музыка) и всячески пытается связать себя с ней (носит соответствующую одежду, посещает рок-концерты) - как «19 лет». Но не все так однозначно. Если этот же мужчина создал семью, заботится о жене, детях и родителях, его возраст уже «30 лет» (с учетом юношеского увлечения рок-музыкой).

Как узнать психологический возраст?

В журналах часто можно найти множество тестов на определение психологического возраста. В них встречаются вопросы вроде "Побежите ли вы к остановке, если увидели, что подходит нужный вам автобус?" или "На что вы обычно тратите свои деньги?". Результаты разных тестов у одного и того же человека могут отличаться. Можно пройти несколько тестов и высчитать среднее арифметическое из полученных результатов.

Если интерес к собственному психологическому возрасту исходит не из праздных побуждений, то поможет разобраться в себе психолог. Ведь это не просто тест, определяющий ваш возраст по галочкам, поставленным в ответах, а человек, оценивающий вашу личность целиком: ваш вид, позу, жесты, голос, фразы, ваше отношение к себе и к другим, ваши цели и стремления. Все это имеет значение.

Можно ли изменить свой психологический возраст?

Итак, тесты пройдены, возраст определен. Если психологический возраст не сильно отличается от биологического, повода для беспокойства нет. Но что делать, если разница существенна? Сильное отставание в психическом развитии - это инфантилизм, несамостоятельность, неумение взять на себя ответственность за содеянное, притупленное чувство вины, вечные поиски предназначения и страх близких, доверительных отношений. Сильное опережение тоже плохо. Это преждевременное "старение души". Человек чувствует себя морально уставшим, его мало интересуют творческое самовыражение, он перешагнул и через период создания семьи. Осталось только чувство досады от прожитой в психологическом, но не прожитой в реальном возрасте, жизни.

Как это сделать?

Как узнать психологический возраст, вы уже поняли, а вот как его изменить? Сделать это можно. Но это значит изменить себя. Для начала нужно осознать свои слабые места: где именно, в каком периоде жизни вы застряли, почему не можете оставить этот период в прошлом, что мешает двигаться дальше, или почему "перескочили" через значимые периоды своей жизни, не успев их прожить. Проанализировав все это, можно начать корректировать проблемы. Но подчас привычки оказываются сильнее желания что-то менять. В этом случае поможет психолог. Он направит ваши мысли и действия в нужное русло.

Вывод

Надеемся, из этой статьи вы почерпнули новую информацию о том, как узнать психологический возраст, какие основные его особенности и характеристики бывают, можно ли его изменить. Советуем проходить вам только проверенные тесты, а не созданные непрофессионалами. Именно поэтому обращение к психологу будет самой удачной идеей. Если же такой возможности нет, просмотрите хотя бы несколько доступных тестов и выберите тот, о котором известно больше всего информации. Удачи вам и гармонии в душе и теле!

В продолжение темы:
Культура

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.comПодписи к...

Новые статьи
/
Популярные